Капитану печально и скандально известного лайнера «Коста Конкордия» всё-таки придётся отсидеть 16 лет
К такому решению сегодня пришёл Кассационный суд Италии. Адвокаты настаивали на смягчении вынесенного ранее приговора. Обвинение же, напротив, требовало его ужесточить. Эдакое «перетягивание каната» длилось все пять лет, прошедшие с момента жуткой трагедии, в истории которой нашли место мистика, роскошь, тщеславие, трусость, жадность, секс, наркотики и преступная безалаберность.
Фото: wikimedia.org
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Масштабно, дорого, красиво
К моменту схода со стапелей, «Коста Конкордия» по своей величине, водоизмещению и пассажировместимости занимала почётное 10е место в мировом рейтинге. Вдвое тяжелее «Титаника», длина от носа до кормы в три футбольных поля. В полутора тысячах комфортабельных кают могли разместиться почти 4000 пассажиров. 14 лифтов, 4 бассейна, 5 ресторанов, 13 баров, театр, двухуровневый фитнес-центр, казино, симулятор «Формулы-1». Штатный экипаж насчитывал 1100 человек.
Фото: ocean-media.su
Но всё это не принесло счастья ни судовладельцам, ни пассажирам, ни капитану…
Чёрный рок, нависший над «Конкордией»
Моряки – народ суеверный. И нервное перешёптывание началось в первый же день после спуска судна на воду, на церемонии «крещения». Бутылка шампанского, брошенная в борт специально приглашённой супермоделью Евой Герциговой, не разбилась. Команда натянуто улыбалась, мол, ну, бывает. Но со всех сторон раздавалось: «Дурной знак! Не к добру!»
Ева Герцигова на церемноии спуска "Коста Конкордии" на воду
Фото: ocean-media.su
И неприятности не заставили себя долго ждать. Уже через 2 года с «Коста Конкордией» под командованием капитана Франческо Скеттино случилась первая неприятность – врезавшись в причал, корабль потерял носовую часть. Никто, к счастью, не пострадал. Судно отремонтировали и снова отправили в плавание.
Пятница, 13-е…
Вот и не верь после такого в приметы и чёрный рок… Именно в этот, традиционно считающийся несчастливым, январский день 2012 года и произошла страшная трагедия, в результате которой, погибли 32 человека.
Судно вышло из порта Чивиттавеккья и направилось в Савону. Это был обычный круиз «7 ночей зимнего Средиземного моря». Примерно в 21:30 большая часть пассажиров ужинала в ресторане. Но сильный удар в борт прервал праздник. Тут же погас свет, корабль дал сильный крен.
Фото: wikimedia.org
Проплывая мимо острова Джильо лайнер задел левым бортом каменный риф и получил подводную пробоину длиной 53 метра. Примерно час после столкновения с рифом пассажиры были фактически брошены экипажем – никто из членов команды не объяснял, что нужно делать и куда двигаться. При том, что до острова Джильо было меньше километра, никто не торопился спускать спасательные боты.
Фото: wikimedia.org
Эвакуировать пассажиров начали лишь через полтора часа. При этом казалось, что члены экипажа не могут справится даже со спуском на воду спасательных ботов – их буквально сбрасывали вниз. Некоторые переворачивались.
Среди 3206 пассажиров на борту в тот день было и 108 россиян.
Андрей Голота, пассажир «Коста Конкордии»:
«Вот этот ужасный скрежет этой массы металла, когда от скрежета вся эта толпа гудящая вдруг замирала, затихала. Всех охватывал дичайший ужас, потому что эхом раздающийся треск, нет, скрежет всё-таки металла. Я не слышал криков людей, орущих или взывающих о помощи. Часть народа реально вывалилась в воду»
Вместо немедленного начала эвакуации пассажиров капитан лайнера молчал 15 минут, а потом объявил, что у судна всего лишь небольшие проблемы с генератором. И только почти через час после аварии, когда судно накренилось на 30 градусов, прозвучал сигнал аварийной тревоги. Посадка людей в шлюпки сопровождалась паникой и давкой. Лишь близость берега позволила избежать огромного количества жертв.
Фото: wikimedia.org
Береговая охрана узнала о крушении лайнера с опозданием и подключилась к эвакуации людей лишь глубокой ночью. Активная фаза спасательной операции продолжалась до утра. Некоторых пассажиров переправляли на берег вертолётами.
«Капитан трус»
Именно такое прозвище получил в СМИ Франческо Скеттино. По данным следствия, он покинул судно одним из первых, так и не послав сигнала бедствия, оставив на борту неуправляемую команду и растерянных пассажиров.
Капитан Франческо Скеттино в командной рубке лайнера
Фото: wikimedia.org
Это потом, на суде, капитан Скеттино заявлял, что его сделали "козлом отпущения". Что его голову "приносят в жертву" ради экономических интересов судовладельцев. Что он был вынужден подвести судно близко к берегу "по коммерческим причинам", якобы, пытаясь доставить удовольствие пассажирам лайнера.
Капитан Франческо Скеттино в суде
Фото: afp
Но, к этому времени, следствие уже располагало совсем другими данными…
Кокаин и танцовщица…
В октябре 2013, в ходе судебных слушаний, в качестве свидетеля была допрошена танцовщица из Молдавии. Её имя Домника Чемортан - и она призналась, что в момент катастрофы находилась на капитанском мостике. Более того, в запретной для посторонних зоне она пребывала по приглашению самого капитана. В суде девушка официально призналась, что являлась любовницей Франческо Скеттино.
Фото: Пятый канал/bbc.com
Домника Чемортан:
«Я хочу сказать, что сегодня я как будто умираю во второй раз. Первый раз был тогда, когда пришлось пережить катастрофу. А сегодня меня заставили говорить о том, что я пыталась скрыть два года. Мне очень трудно. Это моя частная жизнь. Я прошу уважать меня как женщину и мать ребенка»
Тут же появилось предположение, что 56летний капитан-ловелас хотел впечатлить спутницу рискованным манёвром в опасной близости от коварного рифа.
По другой версии, Скеттино решил подвести судно ближе к острову Джильо, чтобы поприветствовать проживавшего там бывшего капитана «Коста Конкордии», своего хорошего приятеля. Он это делал уже неоднократно в предыдущих рейсах, но в ту злополучную пятницу замешкался с поворотом, и лайнер пропорол борт о камни.
А в марте 2015го финансовая полиция Италии, прослушивая переговоры мафии, случайно узнала о том, что на борту круизного лайнера перевозили крупную партию кокаина. Наркотики, якобы, были загружены на борт под видом продуктов. Но из-за крушения, кокаин, в прямом смысле, растворился в воде.
Бизнес на трагедии
«Коста Конкордия» в течение двух лет оставалась на месте крушения и превратилась в туристическую достопримечательность. Жителей острова Джильо корпус корабля, ставший могилой, не радовал. Но предприимчивых туроператоров это не особенно смущало. «Почему бы не заработать лёгких денег?» - подумали они и начали продавать билеты на экскурсии к месту трагедии.
Фото: ocean-media.su
Поживиться решили и дайверы со всего мира. На борту затонувшего лайнера находились около шести тысяч произведений искусства: редкая коллекция японских гравюр, богемское стекло, предметы антиквариата, украшения из ювелирных магазинов лайнера, ценности и деньги, оставленные пассажирами в каютах… Силы береговой охраны, конечно патрулировали акваторию вблизи остова «Конкордии», во избежание «паломничества» мародёров, но не помогло…
Фото: ocean-media.su
Теперь он, наверное, тускло сияет отполированной медью в частной коллекции или наоборот пылится у кого-нибудь на чердаке, как жуткий «трофей»…
Эпопея с подъёмом «Конкордии»
Убрать остов лайнера с глаз долой нужно было не только из-за мародёров и местных жителей, которым не нравилось такое соседство.
-
Существовала опасались, что из танков лайнера начнут вытекать топливо и нечистоты.
Экологи оказались взбудоражены тем, что «Конкордия» затонула на месте колонии редких моллюсков.
Несколько пассажиров всё ещё числились пропавшими без вести. Их тела вполне могли оказаться погребены под толщей воды.
Да и счёт времени уже шёл на месяцы, нужно было спешить. Ведь, пролежи лайнер на рифе ещё немного, он рассыпался бы в ржавую труху, и отбуксировать его остов было бы намного сложнее.
В итоге, несмотря на предштормовую погоду, операция по подъёму лайнера была осуществлена в сентябре 2013 года. Судно поставили на ровный киль с помощью 36 стальных тросов и понтонов. И вот, остов «Коста Конкордия» всплыл на поверхность.
Фото: wikimedia.org
Считается, что выполненные работы стали самыми дорогими за всю историю спасательных операций. Их стоимость составила около 250 000 000 евро.
И опять не обошлось без трагедии. Во время проведения операции погиб один из водолазов.
Судебная тяжба
За чередой судебных заседаний по делу о трагедии пристально следила не только вся Италия, но и весь мир. И следить было за чем.
Главного подозреваемого в крушении – капитана Франческо Скеттино – власти то заключали под домашний арест, то брали под стражу, то снова отпускали на свободу.
«Чёрные ящики» лайнера сначала нашли, потом, выяснилось, что они не работали, затем нашлись резервные копии…
Слушания по делу то начинали, то приостанавливали, то возобновляли.
В деле регулярно всплывали новые доказательства и скандальные подробности. В ходе следственного эксперимента Франческо Скеттино даже пришлось вновь подняться на капитанский мостик лайнера.
Скеттино оказался не единственным фигурантом уголовного дела. Сроки получили пятеро сотрудников компании-судовладельца. А владельцев лайнера оштрафовали на 1 000 000 евро.
В 2015 году суд первой инстанции признал капитана виновным в непреднамеренном убийстве 32 человек и приговорил в 16 годам тюремного заключения.
Казалось, в судебном процессе поставлена точка. Но адвокаты Скеттино подали кассационную жалобу и маховик правосудия снова пришёл в движение. Не отсатала от защитников и сторона обвинения - потребовала увеличить срок до 26 лет. Но итальянская Фемида решила, что "коней на переправе не меняют" и подтвердила ранее вынесенный приговор.
Алексей Синько
86%
0.46 106.08
0.27