Годовщина теракта в Ницце — как автомобильный терроризм стал новым «трендом» экстремистов

| Обновлено: Внимание: шокирующие кадры! 375 0

Два километра морского побережья, покрытые изуродованными телами невинных жертв — таков был итог теракта, случившегося год назад во Франции. 14 июля 2016 года в Ницце произошла трагедия невиданных масштабов: в разгар праздника толпу счастливых отдыхающих протаранила фура. Каков был ход событий? И как изменилась тактика террористов после того жуткого дня?

Фото, видео: Пятый канал

Перейти в Дзен Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »

«Безумный мороженщик»

12 июля в Ниццу – жемчужину Лазурного берега – въехал белоснежный грузовик-холодильник с молодым тунисцем за рулём. Смуглый мужчина заявил полиции, что везёт в город мороженое. Без мороженого в разгар лета на берегу Средиземноморья никак – мужчину пропустили без лишних слов.

Коллаж: Пятый канал

Всего через два дня 31-летний «мороженщик» совершил один из самых кровавых терактов в новейшей истории Франции. Время и место для своих целей он подобрал идеально. 14 июля во Франции отмечали любимейший национальный праздник – День взятия Бастилии. Около десяти часов вечера толпы туристов высыпали на улицы города, чтобы полюбоваться праздничным салютом. Когда фейерверк отгремел, на сцену «вышел», а точнее, выехал белый грузовик...

Фото: Eliannuminas/Twitter

Со скоростью 60-70 километров в час огромная машина врезалась в толпу людей на Английской набережной, раздавив и покалечив десятки отдыхающих. Однако на этом водитель не остановился. Мужчина принялся выделывать зигзаги по набережной, подминая пол колёса грузовика всё больше и больше невинных жертв. В толчее и сутолоке бежать людям было просто некуда...

Фото: Twitter/Nice_Matin

Террориста не смог остановить даже самоотверженный мотоциклист, который бросился на белую машину, как на амбразуру, чтобы хоть немного её затормозить. По живым людям убийца проехал около двух километров. После этого «безумный мороженщик» остановился, достал оружие и принялся расстреливать тех, кто ещё оставался в живых.

Коллаж: Пятый канал

В результате теракта погибли 86 человек. Ранения, переломы и повреждения различной степени тяжести получили ещё 308. Среди погибших оказалась одна россиянка – молодая девушка, двадцатилетняя студентка Финансового университета при правительстве России Виктория Савченко. Её подруга, студентка того же вуза Полина Серебрянникова, получила переломы пальцев ног. Обе девушки приехали в Ниццу на каникулы – отдохнуть перед новым учебным годом.

От депрессии до кровавой бойни

«Огромный грузовик начал набирать скорость, мы с подругой успели отбежать на проезжую часть. Вправо и влево из-под грузовика летели люди, кто погиб, кто ранен, кто в крови или без рук, без ног», – так описала происходившее на Английской набережной в Ницце россиянка Яна Реутова – одна из очевидцев трагедии.

Яна была на променаде вместе с подругой. Девушкам повезло – они успели отскочить от фуры, когда она была всего в пяти метрах от них. Туристки поспешили покинуть место теракта, ещё не осознавая случившееся.

Фото: VALERY HACHE / AFP

«Мы увидели после этой машины просто след из трупов, из людей, из крови» – рассказала «Пятому каналу» другая свидетельница трагедии Снежана.

«Грузовик появился и давил каждого! Каждого! На месте не было никаких служб безопасности. Пожарные и скорая приехали только через полчаса!» – вспомнил о случившемся очевидец Фрэнк Сидоли.

Террористом за рулём 19-тонного холодильника оказался уроженец Туниса Мохаммед Булель. Во Франции мужчина находился благодаря виду на жительство. Булель работал в службе доставки, регулярно посылал деньги семье и был отцом трои детей. Правда, с женой Эжер он развёлся, но ни у соседей, ни у коллег никаких подозрений не вызывал.

Фото: Facebook

Соседи часто видели Булеля на велосипеде, обсуждали с ним проблемы с электричеством в доме. По признанию отца убийцы, до отъезда во Францию Мохаммед не был фанатичным мусульманином. Поста он не соблюдал, позволял себе алкоголь, а иногда – и наркотики.

Перед тем, как сесть за руль, простой курьер Булель перевёл своей семье в Тунисе 100 тысяч евро. Откуда такие деньги у скромного трудяги-иммигранта? Ответственность за теракт взяла на себя запрещённая в России организация «Исламское государство»*. Возможно, это и есть ответ.

Фото: TFI

Отец Мохаммеда вспоминал не только разгульный образ жизни сына, но и тот факт, что тот страдал от затяжных депрессий и нервных срывов. Возможно, это и стало поводом к вербовке тунисца в ИГ* – ведь морально и эмоционально нестабильным человеком гораздо легче управлять.

Рождественский ужас в Берлине

К несчастью, трагедия на Лазурном берегу стала не первым и далеко не последним «автомобильным» терактом. Берлин, Лондон, Стокгольм, Антверпен – столицы и другие крупные города Европы подвергались аналогичным атакам и до, и после французского теракта.

Драма в рождественском Берлине разыгралась 19 декабря 2016 года. Как и в Ницце, всё произошло вечером, в людном месте, в эпицентре народных гуляний. Счастливые люди собрались на площади Брайтшайдплац, где раскинулся рождественский базар. Толпы туристов разгуливали среди лавок с сувенирами, когда со стороны Кантштрассе вырулила фура марки «Scania».

Коллаж: Пятый канал

«Scania» – машина, тяжёлая по определению, но «рождественский грузовик» в Берлине был загружен дополнительно. Террористы доверху забили фуру стальной арматурой. Тяжёлая «машина смерти» ворвалась на площадь, протаранив торговые ряды и сбив лавку, вылетела на другую улицу и остановилась. Водитель выпрыгнул из кабины и пустился наутёк – он явно не был смертником и очень хотел жить.

Фото: ilnuovoberlinese.com

В результате тарана погибли 11 человек, полсотни получили ранения. Убийцей оказался также уроженец Туниса – Анис Амри. Скрывшись с места теракта, он попытался сбежать совсем не простым путём: через Нидерланды и Францию – в Италию. Однако на вокзале Сесто-Сан-Джованни террориста настигли полицейские. Завязалась перестрелка, во время которой Амри был убит.

Портрет «воина ИГ*»: наркоторговец, лжец, альфонс и разбойник

Убийца и «воин Исламского государства»* Анис Амри – личность одиозная. На момент совершения теракта ему было всего 24 года (и то – без трёх дней). Покинув родной Тунис в 19 лет, Амри приехал в Италию и прикинулся беженцем. Юноша «убавил» себе пару лет и, как несовершеннолетний, пошёл в школу.

Но в школе активному мальчугану не сиделось: он срывал уроки, баламутил одноклассников и, в конце концов, поджёг учебное заведение. За это Амри четыре года отсидел в итальянской тюрьме, после чего власти Италии выставили дебошира вон.

Но вернуться в Тунис молодой человек не мог: за время «отсидки» в итальянской тюрьме на родине его успели заочно осудить на 5 лет за ранее совершённый разбой. Неугомонный парень отправился в Германию, где пытался получать соцпособия по поддельным документам.

Фото: Соцсети

Вообще, Амри любил фальшивые документы – в этом плане к нему были претензии и у властей Италии. Парень даже пытался выдать себя за беженца-египтянина, но так как ничего о своей «родине» не знал – быстро попался. Помимо этого, Анис пытался заводить романы с итальянками и немками, чтобы получить вид на жительство.

И последний штрих: жил и питался резвый тунисец во многом за счёт продажи наркотиков. Кроме того, Амри сам курил марихуану и гашиша и употреблял экстази. Следы этих веществ были найдены в организме террориста после вскрытия.

Фото: theuk.one

С вербовщиками ИГ* тунисец стал искать встречи сам – почти сразу после прибытия в Берлин.

«Брат, всё в порядке, так хочет бог, брат, всё в порядке. Я в машине. Ты меня понял? Молись за меня, брат, молись за меня!» – таким было последнее сообщение Аниса Амри перед терактом.

Очевидно, что бедовый мужчина вовсе не хотел погибать – напротив, он всеми силами (и очень извилистым путём) пытался скрыться от преследователей. В отличие от своего французского «коллеги», Анис не страдал депрессиями – наркотики, женщины и дебоши не оставляли на это времени. Так зачем же ему понадобилось совершать теракт? Дело в деньгах!

ИГ* не всегда выбирает для своих целей религиозных фанатиков. Наркоманами, аферистами, преступниками, а также просто психически неустойчивыми людьми вербовщики тоже не брезгуют.

Бесконечная цепочка

Вслед за Берлином и Ниццей «террор грузовиков» захлестнул и другие города. В Лондоне 22 марта 2017 года автомобиль сошёл с дороги на Вестминстерском мосту, недалеко от парламента, и врезался в толпу людей. Пять человек погибли, около 40 получили ранения.

Фото: Twitter

Дата теракта в Лондоне была выбрана не случайно: ровно за год до этого произошёл взрыв в Брюсселе. Тогда двое смертников подорвали себя в аэропорту столицы Бельгии. Вот так террористы «празднуют годовщины».

Впрочем, Бельгии тоже не дали забыть о трагедии. Уже в марте 2017 года в Антверпене полиция задержала исламиста из Северной Африки – мужчина, по сведениям бельгийских СМИ, пытался наехать на скопление людей.

«Бульдозерный теракт». Где истоги «автотерроризма»?

Если вам кажется, что череда терактов «а-ля GTA» в Европе – лишь страшное совпадение, вы очень, очень жестоко ошибаетесь. На самом деле, «мода» на раскатывание невинных граждан по асфальту зародилась в экстремистской среде в конце 2000-х. «Протестировали» эффективность этого способа борьбы с миром на планете арабы в Израиле ещё в 2008 году. Всего за три месяца, с июля по сентябрь 2008, в Израиле случилось три террористических акта с применением техники в качестве тарана.

Первая атака на мирных евреев произошла 2 июля. Происшествие получило громкое название – «Бульдозерный теракт». В этот день водитель спецтехники, араб Хусам Тайсир Двият неожиданно для всех вывел свою махину со стройплощадки на улице Яффо в Иерусалиме и начал «охоту» за простыми гражданами. Хусам раздавил несколько легковых автомобилей, опрокинул два пассажирских автобуса и врезался в густую толпу людей.

Фото: Flash90

В результате «Бульдозерного теракта» погибли три человека (из них две женщины), 40 человек были ранены. Ни одна из террористических организаций не взяла на себя ответственность за случившееся – было решено, что «давить врага» мужчина начал исключительно по своей воле (и, возможно, повинуясь неким «голосам свыше» в голове).

У «сумасшедшего бульдозерщика» тут же появились последователи. Всего через двадцать дней, 22 июля его коллега и соотечественник Рисам Абу Тир принялся давить ковшом своего бульдозера прохожих на другой улице Иерусалима – Мапу. К счастью, никто не погиб, но 28 человек были ранены, причём один – очень тяжело.

Фото: Flash90

А ровно через месяц, 22 сентября 2008 года «автомобильный терроризм» вышел на новый, более привычный нам уровень. В этот день Касем Муграби протаранил небольшую толпу людей на иерусалимской площади ЦАХАЛ в самом центре города. Правда, в тот день «орудием массового поражения» оказался не грузовик, а легковой «BMW». В итоге, ранения получили 19 человек.

Мануал для террористов: «Как сделать бомбу на маминой кухне»

«Новый тренд» от арабских экстремистов подхватили террористы во всём мире. И особую роль в этом сыграли, как ни странно, СМИ – но не обычные, а, опять-таки, экстремистские. Дело в том, что «Аль-Каида»* создала и опубликовала в сети самый настоящий мануал по «автомобильному терроризму», который скачали десятки тысяч человек.

Семь лет назад, летом 2010 года активисты «Аль-Каиды»* решили серьёзно приступить к освоению просторов интернета. У террористической организации появился собственный онлайн-журнал с изящным наименованием «Inspire» («Вдохновение»). Материалы издания публиковались с Аравийского полуострова.

Фото: nuz.uz

Авторы этого «журнала» совершенно не пытались завуалировать свои послания – напротив, они открыто призывали аудиторию к джихаду. Больше всего шумихи вызвала статья «How to build a bomb in your Mom’s kitchen» («Как сделать бомбу на маминой кухне»). Данный материал во всех подробностях описывает соответствующий процесс, да так, что справиться с зданием может любой подросток.

Кроме того, у «Inspire» есть и свой «чёрный список» – перечень лиц, «разыскиваемых живыми или мёртвыми за преступления против ислама». В марте 2013 года в этот список попал главный редактор «Charlie Hebdo Стефан» Шарбоннье. Менее чем через два года Шарбоннье был убит во время террористической атаки на офис сатирического издания в Париже.

Фото: EPA

Но одним «убийственным мануалом» издатели «Inspire» не ограничились. Именно на страницах этого журнала появилась статья под названием «The ultimate mowing machine». В материале было подробно рассказано, как совершить теракт с помощью автомобиля – современного орудия, с помощью которого можно «косить неверных как траву».

Фото: trump-conservative.com

После лондонского теракта об экстремистском издании вспомнил британский журналист Томми Робинсон, бывший лидер Лиги обороны Англии (организации, выступающей против исламизации Великобритании). Робинсон заявил, что электронную версию исламского журнала всего за три месяца скачали почти 55 тысяч пользователей с британскими IP-адресами. Статистику скачиваний журналист почерпнул из отчёта «The Sun», опубликованного 18 июня 2015 года.

«50 000 британских мусульман загрузили руководство по терроризму!» – сокрушался в одном из интервью Томми Робинсон. – «Наша реальность – это война. Эти люди ведут войну против нас в течение 1400 лет, и в этом нет ничего нового. И в тоже время политические лидеры хотят пригласить их в нашу страну ещё больше. Они хотят пригласить больше!»

Новый сорт страха

Почему «автомобильный терроризм» набирает обороты? Как минимум потому, что собрать СВУ, пусть даже с мануалом от «Inspire», может далеко не каждый – а вот достать машину значительно проще. Бомба может не сработать, взрывчатку могут обнаружить в метро, а террорист за рулём – самый обычный человек, пока он не свернул с шоссе.

«Автомобильный терроризм» проще, удобней, а в некоторых случаях – и зрелищней. Как бы цинично это ни звучало. Ведь эффект от теракта – это главное, что нужно экстремистам. Впечатление, страх, ужас и трепет! И да, чтобы постоянно производить впечатление, нужно разнообразие.

Фото: flickr.com

А ещё – с началом эры «автомобильного терроризма» мирные люди окончательно утратили веру в спокойное «завтра». Ведь представить, что рядом с тобой едет смертник с СВУ, довольно сложно. Всё кажется, что это «не с нами» и «не у нас». А грузовики – они вот, снуют стадами по автострадам, и избавиться от них невозможно. Как и от страха, который фуры вселяют теперь в умы европейцев.

*Запрещённая в России экстримистская организация.

Аделина Кривошеина



Последние новости

6:47
6:30
6:11
5:55
5:34
5:29

Сейчас читают