В предыдущей публикации я вдоволь поахал и достаточно поохал, вспоминая крымские дороги с не по-гаишно скромными ГИБДДшниками. Предупредил неосведомленных о крымской сиесте и помечтал о коктебельской канализации. Теперь тональность изменится. Поговорим вот о чем…
Фото: cokrat.ru
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Мой товарищ едет отдыхать в Турцию
А что, хорошее дело – отпуск! Ежели есть гроши, то можно махнуть не только в Турцию. Да хоть к черту лысому на кулички. Я сначала радовался за своего товарища, а потом стал беспокоиться. Уж больно он стал напоминать одного римского сенатора. Этот дядька в тоге и с желчным лицом каждое свое выступление завершал словами: «А Карфаген должен быть разрушен!»
Так и мой товарищ. Каждое свое появление в Фейсбуке или в телефоне он резюмировал как Катон Старший:
«И вот именно поэтому я еду отдыхать в Турцию!»
Оставим моего товарища с Навальным в голове на турецком песочке. И обратимся к Крыму. Почему Катон Старший, ах, извините, мой товарищ, постоянно напоминает про свой турецкий выбор? Не только потому, что хочет по-дружески поглумиться над таким «ватником» как я. Крым на самом деле сейчас не готов предоставить отдыхающим тех условий, что можно получить за морем.
Дорого, далеко не всегда качественный сервис и инфраструктура беспокоит. Есть, конечно, отдельные отели и ведомственные дома отдыха. Там все блестит. Но это не система.
А почему так?
В основном, потому, что Крым почти на четверть века оказался лишен развития. Киев только делил доставшееся ему от СССР санаторное наследие. Но ни грошика не вкладывал. Для крымских домов отдыха время остановилось в 1991 году.
Убедился в этом лично. В минувшем ноябре побывал в Мисхоре в санаториях бывшего четвертого управления Минздрава СССР. Солнечно, ветрено и пусто. Все разъехались. Громады корпусов и кошки. Их здесь множество.
Фото: Личный архив Андрея Николаева/соцсети
Только ветер подвывает за окном. Повсюду следы былого величия. Югославская мебель, финская сантехника, а шаги скрадывают ковры, пошитые в спеццехе Люберецкого Коврового Комбината. Все вокруг мечта советского отпускника! Все функционально. На века.
Коллаж: Пятый канал
Кажется, что вот сейчас зажужжит лифт и появится Эрих Хонекер и другие руководящие товарищи из ГДР. Руководители братских компартий любили здесь отдыхать. Жаль ностальгировать удается только летом и ранней осенью. Еще в конце 90-х вышла из строя отопительная система. С тех пор почти двадцать лет средств на ремонт нет.
Здесь очень красиво и романтично. Особенно во дворце великого князя Петра Николаевича.
Фото: pizzatravel.com
Но мой товарищ, грозящийся поехать в Турцию, наверняка испугается официанток, обслуживавших дорогих гостей еще в 70-летнюю годовщину Великого Октября. Неважно, что питание сбалансировано. Шведского стола нет. Значит возможности обожраться до икоты на завтраке и нахлестаться «халявного» местного алкоголя у тех, кто привык к турецкому All inclusive не имеется. Для моего выбирающего Турцию товарища это прекрасный повод бросить в Крым еще один камень.
Фото: Личный архив Андрея Николаева/Rcc-travel.ru
Есть еще обстоятельство. В украинские годы в крымских отелях и домах отдыха в основном работали молодые украинцы с материка. Отношение к ним было почти как к гастарбайтерам. Это были «зробитчане» из западных и центральных областей Незалежной. Трудились они упорно, были злы до денег и нетребовательны в быту. Им платили меньше, нежели крымчанам, если те выходили на работу в обслугу отелей и домов отдыха.
Здесь ключевым является слово «если». Крымчане в основном брезговали такой работой. Все-таки в СССР Крым прежде всего был военно-морской базой и центром технологических производств. Родители крымской молодежи – это, в основном, бывшая советская военная, производственная и научная элита. Не предупредительности и учтивости с гостями домов отдыха они своих детей учили. Помните, я в прошлом материале упоминал о собственной гордости крымчан? Это как раз то.
Коллаж: Пятый канал
Сразу после весны 2014 года украинская обслуга отелей покинула полуостров. Крымчане по-прежнему неохотно идут в эту сферу. А приезжающие с материка россияне не сразу вписываются в местные особенности. Главная из которых, это отсутствие в Крыму сетевых отелей. В каждом заведении свой устав.
В тоже время, и это главная противоречивая иллюстрация, в Крыму изрядно вполне приличных мини-отелей. С вполне адекватными ценами и сервисом. Но это практически terra incognita для туроператоров с материка. Да и в Крыму специально обученные люди об этой отрасли мало что знают. Рекламу владельцы мини-отелей практически не дают и предпочитают по украинской традиции находиться в тени. Таковым, в частности, является мини-отель папы Джамалы под Алуштой. Реалии, однако. Ненавидишь страну и на ней же зарабатываешь. Это же уметь надо.
Певица Джамала с отцом Алимом Айяровичем Джамаладиновым на концерте в Симферополе
Фото: bolshoyvopros.ru
Так что мой товарищ, возможно, не ошибается, выбирая сейчас турецкий песочек. Одного он не знает. Осенью, когда толпы отдыхающих отбывают с Мармариса и Антальи, обалдевшие турецкие «хотельеры» приезжают поправить свое здоровье в Крым. Они-то в курсе, где это лучше делать.
Иногда они возвращаются
Нож тускло сверкнул и несколько раз вжикнул под точилом. Мясник, жилистый крымский татарин, скосил на меня черный глаз и буквально тремя движениями вырезал из распростертой туши лучший кусок. Пока я расплачивался, он смотрел на меня равнодушно оценивающим взглядом…
– Сау булыгыз (До свидания – тат. яз.), – промямлил я, чтобы внести оптимистическую ноту и больше не думать, что он там во мне рассматривает.
– Сау бул (Пока), – немного потеплел человек с ножом, – Син татар? (Ты татарин?)
– Ёк. Мин урус (Нет. Я русский).
– Так говоришь же?!
– Немного…
– Это хорошо…
Крымские татары отличаются от казанских. В принципе, это два разных народа. Язык похож, но далеко не всё, что скажет крымский татарин, поймет казанский. Крымские напряжены, казанские вальяжны. Они и улыбаются по-разному. Может быть, это как-то связано с тем, что одни добывают нефть, а другие торгуют самсой.
Фото: Bbc.com
В Крыму я не видел ни одного праздношатающегося крымского татарина. Все они чем-то заняты. Между прочим, варят отличный кофе. Некоторые русские местные ребята рассказывали мне, что раньше они старались без лишней нужды не выходить на улицу 18 мая (в этот день в 1944 году началась депортация крымско-татарского народа). И так все годы, пока Крым находился в составе Украины. Сейчас силовики не церемонятся. Любые беспорядки пресекают мгновенно.
Среди крымских татар видел много таких, про которых можно сказать, что их улыбка означает все, что угодно, только не дружелюбие. Встречал и тех, кто повоевал за ополченцев на Юго-Востоке Украины.
В половине скандалов, связанных с Крымом и раскручиваемых в СМИ сопредельного государства, фигурируют именно крымские татары. Не дай бог, татарин загуляет и не вернется вечером домой. СМИ сопредельного государства заламывают руки и устраивают вселенский плач.
Как сказал глава Госсовета РК Контантинов:
«Все годы, пока мы были в составе Украины, каждая европейская делегация первым делом спрашивала у нас, почему в Крыму угнетают татар…»
После небольшой пирушки в нашем симферопольском офисе из трех девушек – украинки, русской и крымской татарки – именно последняя осталась привести офис в порядок. Татарские девушки традиционно хорошо воспитаны и везде создают уют.
Про крымских татар знают все. А вот про немцев лишь внимательные журналисты.
Немцы возвращаются в Крым
В начале 19 века они одни из первых иностранцев откликнулись на призыв России приехать осваивать Крым. Российские власти их уважали за дисциплинированность и трудолюбие. В 1941 году их депортировали. И только в 1992 они получили возможность приехать обратно на полуостров. На волне перемен многие отправились на историческую родину в Германию. Теперь немцы возвращаются в Крым.
Наверное, это неправильные немцы. Как можно из ведущей страны ЕС переселяться в Крым? Но видимо, столетия, проведенные в России, как-то сказались. Бывших крымских немцев возмущает разрушение семейных ценностей происходящее в Vaterland. И еще то, что никто сейчас в Германии не чувствует себя защищенным. Волна беженцев, грабежи и насилия.
Фото: Алексей Павлишак
Вот, например, Андреас Вайсбеккер бросил престижную работу в концерне BMW и теперь трудится оператором погрузчика на складе. В его семье 6 человек, и все они ютятся на 30 квадратных метрах в «старом городе» в Симферополе. Что такое «старый город» в Симферополе? Это ужас, который приходит не только ночью. Туда не стоит без особой нужды заходить днем. Там нельзя жить. Там нет воды, и отхожие места эвакуируют свое содержимое прямо на проезжую часть. Это место не подлежит реновации. «Старый город» можно только снести. А еще лучше сжечь.
Коллаж: Пятый канал
Немцы очень рискуют, возвращаясь в Крым. За два года никто, из более чем 1,5 тысяч жителей Германии, обратившихся к крымским властям, не получил разрешение на временное проживание. Тем не менее, каждый месяц 2-3 немецкие семьи возвращаются на полуостров. Они готовы за все платить сами. И не рассчитывают на поддержку. Как правило, все они специалисты очень высокого класса. Золотые руки. В Крыму почти никто не помнит, что крымские немцы первыми пострадали от депортации. Немцы никак не отмечают этот день, и никто из них не торгует самсой.
Значит, на самом деле, то что крымскому немцу здорово – немецкому немцу смерть!
От автора
Самой большой для меня проблемой за 10 месяцев проживания в Крыму оказалось поверить, что я нахожусь в Крыму. Мозг отказывался воспринимать действительность. Я и сейчас не верю себе, что прожил там 10 месяцев. Потому что 50 лет своей жизни я знал его и помнил другим. Но в августе 2016 года мне пришлось зайти на полуостров как бы с черного хода. Уверен, что лет через пять и здесь наведут марафет.
Андрей Николаев
86%
1.90 107.43
1.35