Ровно 40 лет назад погиб американский летчик Фрэнсис Пауэрс, прославившийся полетом над СССР на самолете Lockheed U-2. Он был сбит ракетой под Свердловском, попал на первые полосы газет, вернулся домой в обмен на советского разведчика Рудольфа Абеля, написал книгу о своих приключениях и разбился насмерть на вертолете.
Фото: Svo.spb.ru
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Самолёты-разведчики Lockheed U‑2 были специально предназначены для шпионских миссий в доспутниковую эпоху. В течение нескольких лет они залетали на территорию Советского Союза и пытались фотографировать промышленные и военные объекты. Ноты протеста со стороны Москвы Вашингтон игнорировал, а сбить самолет на высоте 20 километров и предоставить доказательства было непросто. Однако в 1960-м году один из шпионов залетел в район поражения зенитно-ракетного комплекса С-75. Отечественное ПВО не подкачало, и первая же ракета «земля–воздух» развеяла миф о неуязвимости продукции американского авиапрома.
Фото: twitter.com
За штурвалом оказался 30-летний Фрэнсис Пауэрс. 1 мая он стартовал в Пакистане и должен был пролететь через весь Советский Союз над Свердловском, Кировом, Архангельском и Мурманском, а затем благополучно приземлиться на базе в Норвегии. Но неожиданно полет оборвался на полпути.
Фото: Hushkit.net
Сначала незваного гостя поручили сбить пилоту Игорю Ментюхову. Его высотный перехватчик Су-9 оказался единственным самолётом на пути следования американца, и только он мог перерезать курс нарушителя границы. Однако на борту отсутствовало вооружение, его перегоняли на завод. Ментюков получил приказ брать противника на таран и отправился на выполнении миссии, в которой у него не было шансов выжить. Но, к счастью смелого пилота, его не сумели навести на цель.
Но Lockheed U‑2 все же был благополучно поражен.
Фото: Fly.historicwings.com
«Он говорил мне, что сзади возникла яркая оранжевая вспышка, которая толкнула самолёт вперёд, после чего у него отвалились крылья и он перешёл в штопор. Выбравшись из кабины, отец прыгнул, раскрыл парашют. В воздухе он видел, как к месту, где он должен был приземлиться, ехал чёрный автомобиль. Его схватили и передали в Комитет Государственной Безопасности», – в таком виде эта история сохранилась в семейном предании Пауэрсов, о чем спустя полвека российским журналистам поведал сын шпиона Гэри.
Фрэнсис Пауэрс с сыном Гэри
Фото: Thesun.co.uk
На самом деле сначала Пауэрсу пришлось встретиться с колхозниками в деревне Косулино, а уже они обезоружили не понимающего по-русски пришельца и передали его органам. Самолет был напичкан специальной разведывательной аппаратурой, а Пауэрс сразу же пошел на сотрудничество со следствием. Это, впрочем, не помешало президенту США Дуайту Эйзенхауэру цинично заявить, что пилот якобы выполнял задание метеорологов и случайно заблудился.
Президент США Дуайт Эйзенхауэр
Фото: Thesun.co.uk
В СССР провели открытый показательный процесс. В Москву прилетели родители Пауэрса и его жена, а отец шпиона Оливер публично попросил помиловать сына. Американская пропаганда пугала мир кровожадным советским правосудием, однако итоговый приговор запредельно жестоким не выглядит – 10 лет лишения свободы. В конце концов, не премию же ему выдавать за шпионаж.
Семья Фрэнсиса Пауэрса и американский консул Ричард Снайдер во время судебного процесса
Фото: politikus.ru
А спустя всего полтора года Пауэрса обменяли на знаменитого советского разведчика Рудольфа Абеля, который работал в США и был раскрыт из-за предательства одного из соратников.
Рудольф Абель (на переднем плане)
Фото: Thesun.co.uk
Впрочем, нельзя сказать, что на родине американцу были сильно рады. По инструкции, капитан ВВС должен был совершить самоубийство при помощи отравленной иглы и привести в действие устройство ликвидации аппаратуры и отснятой пленки. Но своя жизнь Пауэрсу показалась дороже престижа Вашингтона. Тот факт, что он рассказал следователям всё, что знал, тоже не играл в его пользу.
Двигатель сбитого U-2 на выставке в Москве
Фото: humus.livejournal.com
Американец и не строил из себя героя-патриота, и на допросе признался, что на сотрудничество с ЦРУ пошёл из-за денег. На Корейскую войну летчик не попал из-за аппендицита. В ВВС он получал 700 долларов в месяц, а после вербовки спецслужбами 2500.
Наказывать шпиона-неудачника его соотечественники, разумеется, не стали. Чтобы не наносить по престижу США очередной удар, сенатский подкомитет по делам вооруженных сил снял с него обвинения. Однако из ЦРУ Пауэрса уволили.
Фото: maxpark.com
Какое-то время он работал в фирме Локхид летчиком-испытателем и писал красочные воспоминания о пребывании в СССР, а затем устроился в агентство телерадионовостей KNBC. 1 августа 1977 года его вертолет возвращался со съемок тушения пожара в окрестностях Санта-Барбары. Летательный аппарат разбился, пилот и оператор погибли, а вероятной причиной был назван недостаток топлива. Невольно напрашиваются рассуждения о превратностях фортуны, которая была с пилотом в куда более опасных обстоятельствах, но потом неожиданно от него отвернулась. До своего 48-летия он не дожил 16 дней.
Младшему сыну шпиона Гэри Пауэрсу тогда было всего 12 лет. Он вырос и открыл в окрестностях Вашингтона музей Холодной войны. Одна из экспозиций посвящена U-2. Символично, что родился Гэри уже после возвращения отца на родину. А несколько лет назад он посетил Россию и даже встретился с главным конструктором С-75 Карлом Альперовичем. Они пожали друг другу руки и обменялись теплыми приветствиями. Гостю показали обломки самолета, на котором летал отец.
Фото: rus.azattyq.org
В последнее десятилетие, через много лет после гибели Пауэрса-старшего, на его потомков посыпались награды. Среди них в 2012 году оказалась и «Серебряная Звезда» за то, что «стойко отверг все попытки получить жизненно важную информацию об обороне США или быть эксплуатируемым в целях пропаганды». Из мертвых лепить героев проще, тем более, когда подлинные перипетии событий 57-летней давности давно выветрились из памяти.
А тем временем американские самолеты продолжают испытывать на прочность российские ВВС и ПВО, выполняя разведывательные миссии вблизи от национальных границ. Только с 7 по 14 июля нашим истребителям приходилось шесть раз подниматься в воздух для перехватов. На территорию страны не один из них залететь не сумел.
Александр Саблин
86%
1.90 107.43
1.35