Семь петербургских «чудес света» в загадках от художника Ильи Тихомирова
Художник и иллюстратор, известный своей любовью не только к «открыточным», но и к гиперурбанистическим символам Петербурга — Илья Тихомиров — создал серию картин-загадок о «народных достопримечательностях» Северной столицы. В Петербурге, как и в любом другом городе, есть свои «чудеса», которым жители дают особые названия. Для тех, кто не слишком хорошо разбирается в знаковых символах города на Неве, Пятый канал подготовил расшифровку загадок художника.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Фото: vk.com/tikhomirou
«Бутылка» в Новой Голландии
Тюрьма, превратившаяся в творческое пространство с модными ресторанами, бутиками и балетной школой – явление типично петербургское. Культурная столица нашей страны до предела заполнена удивительными памятниками архитектуры. Да и сами туристы далеко не всегда включают в свою «программу максимум», помимо дворцов, мостов и монументов с лошадьми, памятники промышленной архитектуры.
«Бутылкой» в Петербурге именуют монументальное кирпичное строение на острове Новая Голландия. Первый военный порт России, застроенный складами с корабельным лесом, не мог обойтись без такого важного элемента, как тюрьма. И её построили – но архитектор Александр Штауберт, по всей видимости, обладал особым чувством юмора. Ещё в процессе строительства здания в 1828-1829 годах кольцеобразное строение стали именовать «бутылкой». Так и прижилось.
Фото: vk.com/tikhomirou
В 2010-11 годах Новую Голландию «вылепили» заново, превратив из уничтоженной пожаром царской лесопилки в креативное пространство. Йога и танцы, лекторий, ультрасовременные художественные выставки, ярмарки фермерских продуктов – в общем, если вы умеете наслаждаться каждым моментом и стараетесь идти в ногу со временем, вам сюда.
А вот само здание «Бутылки» открыли для посетителей совсем недавно – 29 июля 2017. Вместо камер для заключённых моряков, карцеров и канцелярии здесь теперь располагаются популярные рестораны и магазины дизайнерской одежды.
Заключённые моряки, когда-то мерявшие шагами внутренний дворик «Бутылки», вряд ли могли подумать, что более чем через полтора века здесь будет кипеть светская жизнь. Но история – дама непредсказуемая.
«Курьи ножки» на Новосмоленской набережной
В Петербурге есть своя «избушка на курьих ножках» – и даже не одна, а целый выводок. Четыре высотки необычного вида, построенные в 1980х, разместились на Васильевском острове, недалеко от станции метро Приморская, прямо на берегу речки Смоленки. В отличие от окружающих строений, эти дома стоят на необычных опорах – их, собственно, и называют в народе «курьими ногами».
Фото: vk.com/tikhomirou
Для 1986 года, когда в Ленинграде началась постройка «курьих ножек», это событие было нерядовым. Репортажи со стройки транслировали по телевидению, о ней писали в газетах – и не просто так. Во-первых, дома на Смоленке были, по сути, «первыми небоскрёбами» в городе: в них было целых 22 этажа. Во-вторых, эти «избушки» строили не из заводских блоков, а из монолита, заливая железобетон прямо на месте.
Прохожим, никогда не бывавшим в «избушках», бывает боязно даже на них смотреть – а вдруг однажды они не выдержат живого веса петербуржцев, вдруг «ножки» подломятся? Но сами жильцы этих домов ничего не боятся. Каждое здание держит мощный центральный столб, которому «помогают» шестнадцать колонн необычной формы. И этого вполне хватает для устойчивости.
«Кукуруза» – Лахта-центр в Приморском районе
«Кукурузой» в Петербурге долгое время называли одну из самых спорных строек нашего времени – спиральный небоскрёб Лахта-центр, который уже несколько лет возводится недалеко от парка 300-летия в Приморском районе города.
Коренные петербуржцы уверены, что искажать изящный облик «города-музея» небоскрёбами из стекла и стали – самое что ни на есть ужасное кощунство. Однако администрация Северной столицы так не посчитала, и в скором времени в городе всё-таки появится ультрасовременная постройка, равной которой не будет ни в России, ни даже во всей Европе.
Фото: vk.com/tikhomirou
В Лахта-центре расположится штаб-квартира «Газпрома». Кроме того, петербуржцам обещают, что здесь возникнет целый «новый город»: помимо бесконечных офисов, появится медицинский центр, спортивный комплекс, образовательный центр для детей и ещё очень много всего.
Предполагается, что петербургский небоскрёб поставит сразу несколько рекордов: он станет самым северным в мире и самым высоким в Европе. Вместе с построенной относительно недалеко «Зенит-Ареной» Лахта-центр составляет необычный футуристический ансамбль.
«Чайник» – «Санкт-Петербург Плаза» на Малоохтинском проспекте
«Чайный сервиз» гигантских размеров появился в Петербурге в 2011 году. Деловой квартал класса «люкс» в Красногвардейском районе города состоит из трёх классических офисных девятиэтажек и одного нетривиального «шедевра архитектуры» – того самого сияющего «чайника», изогнутой высотки, являющейся центром этого архитектурного ансамбля.
Фото: vk.com/tikhomirou
Но, несмотря на всю серьёзность проекта, жители города к этому «люксовому» строению не могут относиться без иронии. Форма чайника угадывается наиболее явно – тем не менее, это не помешало петербуржцам с выдающейся фантазией окрестить высотку также «утюгом» и даже «унитазом». Как ни крути, а жители города-музея не слишком жалуют «новые веяния» в архитектуре.
«Муха» – «Мухинское училище», ныне Академия Штиглица
«Мухой» в Петербурге зовётся один из лучших художественных вузов страны – Художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица. В советское время учебное заведение носило другое наименование – Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной. Имя скульптора Веры Мухиной учебное заведение получило в 1953 году. А через полвека, в 2006 году вузу присвоили имя его основателя – барона Александра Штиглица, финансиста, промышленника и мецената.
Академия Штиглица – место, примечательное во всех смыслах и со всех сторон. Это не только учебное заведение высшего класса: само здание, в котором располагается вуз, можно назвать шедевром. По сути, барон построил для студентов настоящий дворец, с куполом, галереями и арками, витыми лестницами и другими архитектурными «деликатесами». Сделано это было вовсе не от скуки – изысканная архитектура здания должна была прививать студентам хороший вкус.
Фото: vk.com/tikhomirou
Кроме того, в художественной академии (а при Штиглице – училище технического рисования) был устроен уникальный музей. Была и роскошная библиотека. Всего барон пожертвовал на строительство более миллиона рублей – деньги, по тем временам, космические. И эти вложения окупаются до сих пор: академия выпускает прекрасных художников, реставраторов и дизайнеров.
«Болты» – Балтийский вокзал
Расположенный в Адмиралтейском районе Петербурга Балтийский вокзал – ещё один «подарок» городу от щедрого и дальновидного барона Штиглица. Знаменитый благотворитель знал, что нужно для светлого будущего. И в 19 веке по-настоящему светлое будущее было немыслимо без железной дороги.
Фото: vk.com/tikhomirou
В середине позапрошлого века два барона – Штиглиц и Фелейзин – решили объединиться и построить вместе частную железную дорогу из Петербурга в Петергоф. Возведённый при этой дороге вокзал первоначально получил название «Петергофского». Само здание было создано «по мотивам» Восточного вокзала в Париже. Один из двух флигелей Петергофского вокзала был построен специально для императорской семьи. Второй предназначался для обычных пассажиров.
Любопытный факт – фасад Балтийского (экс-Петергофского) вокзала до сих пор украшают действующие часы «Павел Буре».
«Корабли» – жилые дома 600-й серии
«Кораблями» в Ленинграде сразу стали называть дома, построенные по польскому проекту, переработанному советскими архитекторами. Жилые здания такого типа строили в Ленинграде с 1967 по 1982 года. Пик жилого «кораблестроения» в Ленинграде пришёлся на семидесятые.
Столь романтичное название дома этого типа получили из-за бесконечных окон, опоясывающих весь фасад. Эти окна якобы придают домам вид «океанских лайнеров». Кроме того, первые дома серии 1ЛГ-600 появились в Ленинграде на улице Кораблестроителей.
Фото: vk.com/tikhomirou
Со стороны «дома-титаники» выглядят эффектно, и может показаться, что жить в квартире с почти панорамными окнами – одно удовольствие. Но на самом деле удобство планировки этого типа оставляет желать лучшего. Если в квартире не установлены пластиковые окна – будьте готовы, что ледяной питерский ветер будет пробирать со всех сторон. Проснулись из-за храпа соседа сверху? Ничего не поделаешь – такова планировка. Постоянно натыкаетесь на стены в шестиметровой кухне? Ну ничего, зато в доме есть лифт и мусоропровод.
В общем, если вам досталась квартира в «кораблях» – вы должны привыкнуть к ветру, холоду и тесному контакту с соседями. Условия спартанские – как в море. В конце концов, Петербург – морская столица России!
Маргарита Звягинцева
86%
1.90 107.43
1.35