Геннадий Шпаликов — «Я шагал по Москве»

| Обновлено: 1 027 0

6 сентября 2017 года, исполнилось бы 80 лет со дня рождения одного из самых ярких «шестидесятников» нашей страны — поэта, драматурга, режиссёра Геннадия Шпаликова. Самородный талант и сценарии, отправленные госкомиссией на архивные полки, слава и забвение, алкоголь и решительный отказ от него, трагическая судьба и злой рок, словно преследовавший его близких, яркие образы советского человека и советского быта, проступающие из каждой строчки — всё это, лишь малая часть перипетий, наполнявших жизнь Геннадия Шпаликова.

Фото: Hodor.lol

Перейти в Дзен Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »

Фрагмент фильма «Я шагаю по Москве», Мосфильм, реж. Г. Данелия, 1964 год
Песня «Я шагаю по Москве», муз. А. Петрова, сл. Г. Шпаликова
Видео: youtube.com, пользователь: Lorenzo Smythe

Именно так, с фильмом «Я шагаю по Москве» и одноимённой песней, к 27-летнему сценаристу и поэту Геннадию Шпаликову пришла слава. Случилось это 11 апреля 1964 года, когда состоялась премьера картины. Кстати, премьерой этой ленты открылся и один из самых известных ныне московских кинотеатров – «Россия», что на Пушкинской площади, а Шпаликов и другие члены съёмочной группы фильма были первыми, кто стоял на сцене кинотеатра, представляя новую картину, позже ставшую абсолютным символом оттепели начала 60-х.

Смотрите также:

Эдуард Хиль - «Я шагаю по Москве»

Родился Гена Шпаликов 6 сентября 1937 года в Карелии, в городе Сегежа, где его отец строил целлюлозно-бумажный комбинат. В 10 лет военкомат Ленинградского района Москвы направил юного Гену в Суворовское училище в Киев, где он начал «пописывать» стихи и рассказы. В 17 лет Шпаликов поступил в Московское высшее военное командное училище, но в конце первого курса ему так не хотелось идти на один из экзаменов, что он попросил друга врезать ему по ноге. Друг не рассчитал силу удара, Гена оказался в медсанчасти и его быстро комиссовали из-за порванного мениска.

Геннадию Шпаликову 20 лет
Фото: Rk.karelia.ru

А через два месяца, в июле 1956 года, Шпаликов поступил на сценарный факультет ВГИКа, где на параллельных курсах учились Андрей Тарковский и Андрон Кончаловский.

Смотрите также:

«Я шагаю по Москве», часть 1

В 1959 году режиссёр Марлен Хуциев начал писать сценарий новой картины «Застава Ильича» вместе с Феликсом Миронером, однако довольно быстро поменял соавтора на студента ВГИКа Геннадия Шпаликова, с которым они мгновенно нашли общий язык. К концу 1962 года лента была снята, смонтирована и принята худсоветом Киностудии им. Горького. Однако после первых показов фильм мгновенно оказался под запретом как «идеологически вредный», поскольку не понравился лично Никите Хрущёву.

Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв
Фото: 1dzer.ru

7-8 марта 1963 года в Кремле проходила встреча руководителей страны с деятелями советского искусства, на которой первый секретарь ЦК КПСС Хрущёв в пух и прах разнёс картину Хуциева и Шпаликова:

«Даже наиболее положительные из персонажей фильма – трое рабочих парней – не являются олицетворением нашей замечательной молодёжи. Они показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться. И это в наше время развёрнутого строительства коммунизма, освещённое идеями Программы Коммунистической партии!»

Марлен Хуциев и Геннадий Шпаликов, 1962 год
Фото: kommersant.ru

Геннадию Шпаликову и Марлену Хуциеву пришлось снова браться за работу – переписывать и переснимать целые эпизоды, а то и вовсе вырезать то, на что указывали члены худсовета киностудии и сотрудники Министерства культуры СССР. В итоге, только в 1965 году картина вновь появилась на экранах, но была сильно переделана и сменила название. В исковерканном варианте она стала именоваться «Мне двадцать лет».

Смотрите также:

«Я шагаю по Москве», часть 2

 

За это время Геннадий Шпаликов не только успел окончить ВГИК, стать известным, благодаря фильму «Я шагаю по Москве», но и развестись с первой супругой, сценаристкой Наталией Рязанцевой, и жениться снова – на актрисе Инне Гулая.

Инна Гулая в фильме «Когда деревья были большими», 1961 год
Фото: liveinternet.ru/users/4797820

К моменту знакомства со Шпаликовым Инна Гулая уже была настоящей звездой советского кино. Она снялась вместе с Юрием Никулиным в картине «Когда деревья были большими» и буквально «купалась в лучах славы». 19 марта 1963 года у Инны и Геннадия родилась дочь Даша. И хотя в это время у Шпаликова были большие проблемы с картиной «Застава Ильича», дома жена и новорождённая дочка были для него самым большим утешением.

Инна Гулая и Геннадий Шпаликов с дочерью Дашей, 1963 год
Фото: Literator.ucoz.ru

Кроме невзгод профессиональных у Геннадия Шпаликова была ещё одна, очень серьёзная проблема – любовь к алкоголю. Когда он начал выпивать – сейчас уже никто не сможет точно сказать, но, порой, пил он крепко. Но когда в его жизни появилась вторая жена Инна и дочь Даша – Шпаликов, как всем показалось, забыл о бутылке. Но, увы, это только лишь показалось. Трезвый период довольно скоро снова стал прерываться застольями с друзьями, пьяными вечеринками, плавно переходящими в утренние опохмеления, снова переходящие в пьяные вечеринки. Самым ужасным было то, что Шпаликов мог работать за письменным столом в любом состоянии опьянения. Понимая это, он выпивал всё чаще и больше…

Сегодня пьём

Опять втроём,

Вчера втроём,

Позавчера –

Все вечера

Втроём.

Четвертый был,

Но он забыл,

Как пел и пил.

Ему плевать,

Ушел вчера,

А нам блевать

Все вечера

ВТРОЁМ.

Г. Шпаликов, стихотворение «Втроём»

Коллеги и друзья Шпаликова говорили, что только он, Гена, смог в своих сценариях и стихах так точно передать внутреннее состояние советского человека, живущего в 60-е годы ХХ века. Передать все его надежды, чаяния, проблемы, раскрыть его душу. Для многих в те годы Геннадий Шпаликов – один из самых успешных авторов и поэтов.

Геннадий Шпаликов, конец 1960-х годов.
Фото: Tayni.info

Он пишет сценарии к картинам: «Я родом из детства», «Ты и я», «Пой песню, поэт». Он как режиссёр поставил ленту «Долгая счастливая жизнь», ко многим фильмам Шпаликов сочиняет стихи песен. Но при этом сам всё больше и больше «сваливался в штопор». К 70-м годам он дома почти не жил – скитался по друзьям, знакомым.

Я обожаю пропадать,

В дома чужие попадать,

С полузнакомыми сидеть,

В их лица праздные глядеть.

Г. Шпаликов, фрагмент стихотворения «Воспоминания об аэродроме», 1973 год

Многие сначала ему помогали деньгами, но видя, что он всё пропивает, постепенно переставали подкидывать ему трёшки-пятёрки. Частенько можно было видеть Шпаликова в почтовых отделениях – там всегда были в избытке чернила, перьевые ручки и, главное, бланки телеграмм, оборотные стороны которых, Геннадий использовал в качестве бумаги для набросков сценариев и записи стихов. В конце 60-х годов на улице у Третьяковской галереи поэт Павел Леонидов встретил не очень трезвого Шпаликова, который изрёк:

«Вот я – алкоголик профессиональный, Витя Некрасов тоже, есть еще люди, а остальные писатели профессиональные, а главный среди них – Евтуженька. В СССР нет выбора вне выбора. Или ты пьешь, или ты подличаешь, или тебя не печатают. Четвертого не дано».

В какой-то момент Инна Гулая, устав бороться с пьянством мужа, да и просто опасаясь за их дочь, ушла от Шпаликова. И он остался совсем один.

Фрагмент фильма «Подранки», Мосфильм, реж. Н. Губенко, 1976 год
Стихотворение Геннадия Шпаликова «По несчастью или к счастью…» читает Николай Губенко
Видео: youtube.com, пользователь: Alexander Bogdanov

В 1974 году Шпаликов вдруг завязал. Совсем. Многие его друзья передавали эту новость из уст в уста, не переставая удивляться произошедшему. А Геннадий, тем временем, засел за сценарий новой кинокартины «Девочка Надя, чего тебе надо?», который изначально был в СССР абсолютно «непроходным». Так оно и случилось. На отправленную в Госкино рукопись ответа так и не последовало. И, похоже, именно это для Шпаликова стало последней каплей.

…Прощай, Садовое кольцо,

Я опускаюсь, опускаюсь

И на высокое крыльцо

Чужого дома поднимаюсь…

Г. Шпаликов, фрагмент стихотворения «Садовое кольцо»

Днём 1 ноября 1974 года Геннадий Шпаликов был на открытии памятника на могиле режиссёра Михаила Ромма на Новодевичьем кладбище. Оттуда они уехали в Переделкино вместе с писателем Григорием Гориным, который дал Шпаликову денег на бутылку вина. Много позже Горин рассказывал, что очень пожалел, что не дал Геннадию денег на водку, поскольку Шпаликов, бывший в «завязке» много месяцев, от вина не уснул, а просто захмелел и поднялся на второй этаж одной из писательских дач…

…Тело сценариста обнаружил всё тот же Григорий Горин. Рядом была короткая предсмертная записка:

«Вовсе это не малодушие – не могу я с вами больше жить. Не грустите. Устал я от вас. Даша, помни. Шпаликов».

Григорий Горин, 1970-е годы
Фото: Xochu-vse-znat.ru

Горин вызвал милицию и успел до приезда всех спрятать лежавшие на письменном столе бумаги Шпаликова. Геннадию было всего 37…

…Мне дух панихид неприятен,

Я в окна спокойно гляжу

И думаю – вот мой приятель,

Вот я в этом зале лежу.

Не сделавший и половины

Того, что мне сделать должно,

Ногами направлен к камину,

Оплакан детьми и женой…

Г. Шпаликов, фрагмент стихотворения «Хоронят писателей мёртвых»

Последняя роль Инны Гулая в фильме «Крейцерова соната», 1987 год
Фото: liveinternet.ru/users/4797820

Судьба бывшей жены Шпаликова Инны Гулая сложилась тоже весьма трагически. Поначалу она изредка ещё снималась в кино, но потом перестала появляться на экранах, а 26 мая 1990 года мать и дочь Инны обнаружили её лежащей без сознания на полу своей квартиры. Через два дня Инна Гулая умерла в больнице. Причиной смерти стало снотворное, но что это было – случайная или преднамеренная передозировка, установить так и не удалось.

Дарья Шпаликова, середина 1980-х годов
Фото: liveinternet.ru/users/4797820

Дарья Шпаликова, дочь Инны Гулая и Геннадия Шпаликова, тоже снималась в кино, но смерть мамы стала для неё шоком. Чтобы справиться с горем, она ушла на какое-то время в Новоголутвинский женский монастырь. Приехав обратно в Москву, Дарья хотела вернуться в профессию, но из Театра-студии киноактёра, где она служила, её уволили по сокращению штата.

Дарья Шпаликова, 2012 год
Фото: liveinternet.ru/users/4797820

Рассказывают, что Дарья Шпаликова в итоге стала жертвой квартирных мошенников, обманным путём завладевших двумя её квартирами в центре Москвы. Долгое время дочь известных родителей находилась в Научном центре психического здоровья, который фактически и стал её домом. Где она сейчас – в Союзе кинематографистов не афишируют, говоря лишь, что она ни в чём не нуждается и с ней всё в порядке, однако её местонахождение остаётся неизвестным.

То ли страсти поутихли,

То ли не было страстей, –

Потерялись в этом вихре

И пропали без вестей

Люди первых повестей…

Г. Шпаликов, фрагмент стихотворения «То ли страсти поутихли…»

Иван Цыбин



Последние новости

9:05
8:46
8:34
8:20
8:00
7:40

Сейчас читают