Международный женский день — боль современных феминисток. Лидерам «освободительных» движений не нравится, что им дарят цветы, желают оставаться красивыми. Зачем тогда в российские города везут мимозы?
Фото: коллаж Пятого канала
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Женщина не обязана быть украшением и не должна улыбаться, потому что ей дарят розы, — убеждены феминистки. Международный женский день набил им мощную оскомину. Цветы и вычурное подчеркивание женственности вместо равноправия, за которое так боролись те, в чью честь и появился праздник.
Женщины — никакой не «слабый пол», как это громогласно и непоколебимо установили мужчины. «Трепетные и нежные» существа топают ножкой и заявляют, что праздник испохаблен. А Роза Люксембург и Клара Цеткин вообще-то не этого хотели.
Чего же хотели Роза Люксембург и Клара Цеткин?
8 марта называют праздником «весны, любви и женственности». Последние лет 20 это всех устраивало. Но, похоже, самосознание выросло или права голосовать наравне с мужчинами, сопоставимой зарплаты и образования оказалось недостаточно для существования в грубом мире мужчин. И ведь не поспоришь.
«Официально» началось все в 1910 году, когда решением Социалистического Интернационала день 8 марта был объявлен Международным женским днем. А через семь лет, 23 февраля по старому и 8 марта по новому (вот это совпадение!) в Петрограде прошли демонстрации суфражисток с лозунгами «Хлеба и мира!». На следующий день к забастовке подключились рабочие Путиловского завода, начались стычки с полицией.
«Феминизм стал ругательством»
Те, кто стоял у истоков «второй волны» феминизма в 60-70-х годах, сегодня с сожалением говорят об отношении современных женщин к борьбе за равные с мужчинами права. Мэрилин Френч — магистр в области английской литературы, доктор наук и активная сторонница феминистического движения написала несколько книг о нелегкой судьбе женщин. В документальном фильме BBC «Женское освободительное движение» писательница рассказывает, что в 50-е у женщин был крайне скудный выбор профессии, все объявления о найме были по половой принадлежности. Девушка могла выбрать между секретарем или клерком, то есть, по мнению Френч, стать или продавцом, или архивариусом. В ее жизни такое социальное неравенство стало причиной того, что она 17 лет прожила в браке с тираном, от которого боялась уйти без денег и потерять детей…
Видео: фрагмент фильма «Женское освободительное движение», BBC
Феминистки писали книги, которые заставляли общество взглянуть на роль женщины по-другому. Самые известные из них — роман Мэрилин Френч «Женская комната», который был издан 20-миллионным тиражом и переведен на 20 языков мира. Также книга Жермен Грир «Женщина-евнух», ставшая международным бестселлером и книга «Сексуальная политика» Кейт Милетт. Писательница подверглась травле после того, как ушла от мужа и объявила о своей гомосексуальности…
Сначала «феминистки-семидесятники» собирались на квартирах, изучая литературу единомышленников, попутно обсуждая насущные проблемы. Но со временем угнетенная толпа выплеснула всю свою боль в уличные демонстрации. Так впервые в 1968 году Робин Морган организовала акцию женского освободительного движения против конкурса «Мисс Америка». В 1970-м активистки уже устраивали сидячую забастовку у редакции журнала «Ladyʼs magazine» и отвоевывали страницы в женском журнале, который издавали мужчины. Им это удалось.
Видео: фрагмент фильма «Женское освободительное движение», BBC
Дело Роу против Уэйда и аборт с помощью мотора холодильника
Феминистки активно отстаивали свое право на распоряжение собственным телом. Вопрос об абортах до сих пор вызывает полемику во многих странах мира. В 60-70-е социально-активные женщины боролись за право рожать детей тогда, когда сами этого хотят. Широкий общественный резонанс вызвало дело Джейн Роу. Это имя «потерпевшей», которое адвокаты Линда Коффи и Сара Веддингтон использовали при подаче иска в Окружной федеральный суд штата Техас. Ответчиком был Генри Уэйд.
Роу на деле оказалась Нормой Маккорвей. В сентябре 1969 года, работая вдали от дома, Норма обнаружила, что беременна. Желая прервать беременность, по возвращении в Даллас она заявила о групповом изнасиловании — только так по закону Техаса можно было сделать аборт. Ей было 22 и она — незамужняя — была беременна третьим ребенком. Но факт насилия доказать не удалось. Попытка криминального аборта тоже провалилась, — врача арестовали незадолго до запланированной операции. «Джейн Роу» родила ребенка и отдала его на усыновление. Однако у ее адвокатов все получилось. 22 января 1973 года Верховный суд США объявил свое решение по делу Роу против Уэйда, легализовавшее аборт во всей стране. Но на этом история Нормы не закончилась…
Участвуя в 80-е в движении «прочойс» (за выбор женщин делать или не делать аборт) Норма постоянно сталкивалась с «пролайферами». В итоге она подружилась со многими из них. На нее очень сильно повлияла семилетняя дочь одной из женщин, выступавших против абортов. Как ни парадоксально, Норма Маккорвей сама стала «пролайфером» и даже начала ходить в церковь. В 2003 году она обратилась в суд, чтобы отменить решение Роу против Уэйда, но пятая апелляция по ее делу была отклонена в окружном суде. Издание Daily Mirroy называет цифру в 58 миллионов прерванных жизней, — именно столько юридически дозволенных абортов было совершено после громкого дела с участием Маккорвей. Сама женщина заявляла, что была не лучшим выбором на роль «Джейн Роу»:
— Я не хотел привозить ребенка в мир, в котором я жила. Я никогда не знала, где я буду спать по ночам. Я никогда не знала, буду ли я есть.
Видео: dailymail.co.uk
У феминисток был свой взгляд на аборты. Они придумали, как «решать проблемы» своего тела в домашних условиях. Методы, которые сегодня покажутся варварскими, в 50-60-е были для них самыми вескими аргументами в свою пользу: женщины делали аборт с помощью шланга, иглы и мотора от холодильника!
Видео: фрагмент фильма «Женское освободительное движение», BBC
Гендерный вопрос или женщина ли я?
Феминистки-исследователи зашли куда дальше в своих желаниях. Достижения естественного равноправия между полами было уже недостаточно. Британская активистка Энн Окли или как ее неуважительно именуют — «историкесса-антропологиня» первой озвучила идею о том, что пол мужской или женский не определяет гендерную роль. И это было во времена, когда операции по смене пола и вообразить-то было невозможно…
Видео: фрагмент фильма «Женское освободительное движение», BBC
Количество гендеров, которыми люди охотно себя одаривают, сейчас сложно сосчитать. Многообразие «гендер-сексуального» мира высмеяли режиссеры сериала «Бесстыжие» — по сюжету одной из серий гей попадает в странную компанию, где вместо парней и девушек его окружают, помимо трансгендера, «китайско- мексиканский интерсексуальная гендер ПРПД», «гендер-квир адвокат», «гетеро-романтичный полусексуал смешанного пола» и «трехразовая цисгедрендерная герл-фак». Свобода выбора в своем многообразии…
Видео: фрагмент сериала «Бесстыжие», реж. Марк Майлод, Кристофер Чулак, Джон Уэллс, 2011–2018 годы
Этот странный феминизм…
Идеи феминизма сегодня, к сожалению, переросли в статус «мемов». Общество как-то не сильно радуется непонятным акциям в стиле добавления менструальной крови в вино на выставке «УК 148. Искусство как преступление». Некая Полина Музыка «прославилась» этим в августе позапрошлого года. Позже девушка что-то там объясняла про сакральный смысл, феминизм и еще добавляла, что «могла добавить мочу в вино».
Фото: s.mediasole.ru
Ливанский художник Эли Резкалла к 8 Марта «переосмыслил» американские рекламные плакаты 1940-х, 50-х и 60-х годов. Его возмутил сексизм, который тогда господствовал в маркетинге. Резкалла поменял местами мужчин и женщин.
Фото: Коллаж Пятый канал
— В последний День благодарения я был с моей семьей в Нью-Джерси. Там я услышал, как мои дяди разговаривают о том, как женщинам лучше готовить, хозяйничать на кухне и выполнять «свои женские обязанности». И хотя я знаю, что не все мужчины думают как мои дяди, некоторые до сих пор считают это нормой. А эти самые рекламные постеры 50-х годов интерпретируются многими как винтаж, поэтому я представил себе параллельную вселенную, где роли перевернуты, а мужчины могут попробовать свой сексистский яд на вкус.
Я очень рад, что мой посыл был правильно понят широкой аудиторией. Мои близкие и друзья гордятся и поддерживают мое творчество, поскольку мы разделяем одинаковые ценности. Я надеюсь, что люди, застрявшие в навязанных патриархальным обществом стереотипах, смогут визуально увидеть и осознать изъяны в своей философии на примере моих работ, — цитирует художника газета Metro.
Фото: Коллаж Пятый канал
Но далеко не все женщины и, уж тем более, мужчины поддерживают подобные течения. В момент зарождения движения под предводительством Цеткин и Люксембург другая женщина — режиссер Алис Ги — сняла фильм «Последствия феминизма». Ги, наблюдая за модными суфражистками, увидела за эмансипацией женщин неизбежную феминизацию мужчин. Об этом и картина 1906 года.
Видео: фильм «Последствия феминизма», реж. Алис Ги, 1906 год
В 70-е феминизм сравнивали с борьбой против расовой дискриминации. Сегодня женщину никто уже не считает «другом человека»: высокие зарплаты, право голосовать. А всевозможные технические новшества типа робота-пылесоса и посудомоечной машины дали возможность сбросить оковы домашнего быта и больше времени посвятить себе. И большинство женщин этим пользуется так, как подсказывает сердце — делают маникюры и прически на выходных. А к восьмому марта в салонах красоты настолько плотная запись, что, если не успела записаться за месяц, сама виновата. Но это, пожалуй, только в мегаполисах: и красота, и техника, и «сэлф-мэйд вуман». В российской глубинке по-прежнему патриархат и разделение труда: тяжелый — на плечах мужчин, а домашний быт, априори считающийся легким, — на женских. Так что, с восьмым марта, эмансипированные. И, дабы избежать споров, путь этот день будет просто выходным, а не «дискриминирующим» феминисток, коим изначально и принадлежал.
Ания Батаева
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
86%
0.46 106.08
0.27