Госдума приняла в первом чтении закон о контрсанкциях, вызвавший немалый резонанс в российском обществе: депутаты поначалу решили запретить ввоз в Россию, в частности, американских лекарств и медицинской техники, а также программного обеспечения и компьютерных процессоров. Но ко второму чтению, которое запланировано на 17 мая, законопроект, как ожидается, будет изменен. Какими будут наши ответные меры и как измениться жизнь каждого из нас?
Фото: ТАСС
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
В первой версии закона перечисление американской «запрещенки» растянулось на 16 пунктов. Особое возмущение у россиян вызвал запрет на американские лекарства: дело в том, что, хотя депутаты пообещали не отказываться от тех лекарств, у которых нет аналогов, многие дженерики являются менее эффективными и современными. Кроме того, россияне могли лишиться компьютерных процессоров (Intel), маршрутизаторов (Cisco), программного обеспечения (Windows), байкерам, возможно, пришлось бы отказаться от Harley-Davidson, а некоторым членам правительства — от любимых айфонов. Как сообщает сайт Государственной Думы, в первом чтении закон принят именно в такой редакции.
Фото: ТАСС
Но депутаты прислушались к реакции общественности. Еще 11 мая политолог Екатерина Шульман опубликовала на своей страниче в социальной сети Facebook текст закона, который будет приниматься во втором чтении. Из приведенного ею документа изъята вся конкретика: лекарства, табак, процессоры, программное обеспечение заменены формулировкой про ограничение на ввоз или вывоз «продукции или сырья».
Текст законопроекта для второго чтения
Источник: страница Екатерины Шульман в Facebook
«Мы достаточно подробно обсуждали поправку к постановлению Думы, которое приняли в первом чтении. Там как раз говорилось, что убираются названия отраслей и групп товаров, то есть, фактически рамочный законопроект, наделяющий полномочиями президента и правительство в части контрмер», — поясняет депутат Государственной Думы от «Единой России» Сергей Боярский.
Поправка к законопроекту
Источник: страница Екатерины Шульман в Facebook
Боярский считает, что в новой редакции закон дает важный инструментарий в руки российского политического руководства.
«Именно правительству предстоит большая работа по возможной реализации этих мер. Это не значит, что они прямо завтра начнут их применять, но это возможность, инструмент для контрсанкций. В том числе, при обсуждении приводилась аналогия с полномочиями президента Соединенных Штатов, которые ему, в свою очередь, делегировал Конгресс в вопросе принятия соответствующих мер в адрес юридических и физических лиц за рубежом», — говорит Боярский.
Сергей Боярский, депутат ГД РФ
Источник: страница Сергея Боярского в Facebook
16 мая Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству обсудил, в какой редакции закон будет рассматриваться на втором чтении. Как рассказал Пятому каналу член комитета Алексей Балыбердин, было принято решение действительно уйти от конкретики.
«Мы уже рассматривали на комитете этот вопрос. Во втором чтении будет законопроект о недружественных к нам странах, то есть, о реакции на те санкции, которые на нас наложили наши так называемые „партнеры“. Просто после первой редакции законопроекта к нему поступило несколько сотен поправок и замечаний», — рассказал Алексей Балыбердин.
Алексей Балыбердин, депутат ГД РФ
Фото: официальный сайт партии «Единая Россия»
По его словам, причин тому несколько, и одна из них стратегическая.
«Первое. Зачем мы предупреждаем о своих действиях наших партнеров? Они нас не предупреждают, на какие сферы экономики они будут накладывать санкции. Они делают это внезапно и неожиданно. А мы в первой редакции закона предупреждали, что мы будем реагировать в этой области и в этой. Теперь это все убрано. Говорится только о том, что мы будем накладывать ответные меры. Где и в каких сферах — это будет решать правительство и президент Российской Федерации. По сути, пунктом вторым мы расширяем данным законопроектом возможности правительства и президента. Мы говорим, что мы будем реагировать, а как реагировать — это будет сюрпризом для наших партнеров», — утверждает Балыбердин.
Депутат отметил, что в каждом случае решение будет приниматься правительством и президентом исходя из целесообразности.
«Мы не собираемся отмораживать уши назло бабушке. Самое главное — применить контрсанкции так, чтобы не навредить себе. Зачем нам топить свою экономику? Мы ответим точечно, ответим больно, но без вреда для себя», — заявил он.
Свыше 250 тысяч россиян подписали петицию против потенциальной перспективы запрета на ввоз американских лекарств. Скриншот с сайта change.org
Читайте также
В Госдуме решили отказаться от запрета на импортные лекарства
Начнет ли работать закон? Есть мнение, что депутаты решили пойти на компромисс и, не отказываясь от внешнеполитического вызова, уступить общественности и логике.
«Если закон будет принят без конкретики, его отдадут на откуп правительству и в каждой конкретной ситуации будет приниматься отдельное дополнительное решение, что можно сделать — что запретить, что разрешить. Будет такой закон, который вообще разрешает вводить запрет на ввоз вообще. То есть, теоретически такое возможно. А что запрещать, будет каждый раз решать правительство, — говорит Дмитрий Солонников директор Института современного государственного развития. — По-моему, это политический шаг, компромисс между желанием продемонстрировать нашу решимость и опасением, как бы не навредить самим себе. Закон принят будет, а работать начнет несколько позже».
Фото: Global look press
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко уже пообещала, что американские лекарства и медтехнику никто запрещать не будет. В Совфеде и раньше критиковали этот пункт законопроекта. Впрочем, не только в Совфеде: врачи и пациенты выступили единым фронтом против инициативы депутатов. Большинство простых россиян надеются, что российские контрсанкции обойдут стороной и прочие житейские сферы. И хотя бы привычные компьютеры с программами останутся у них, пока в России не разработано полноценное оборудование, способное заместить американское.
Анна Долгарева
86%
-0.24 105.45
-0.12