Да кому я нужен? 5 способов использовать ваши данные в интернете
Выход в сеть — это как прогулка по пляжу. На песке остаются следы, которые тотчас анализируются тысячами хитрых сыщиков.
Результаты выборов, избирательность банков в выдаче кредитов, проверка страниц в соцсетях перед приемом на работу, смс-рассылки с персонализированными предложениями — это все следствие слежки за людьми в интернете. Как о нас собирают информацию, мы рассказывали раньше. Теперь о том, кто и как ее использует.
Социальный скоринг
24-летний Алексей пришел в банк, чтобы впервые получить кредит. Ему отказали. Казалось бы, все в порядке — стабильная работа с окладом 40 тысяч рублей.
Но это глазами Алексея — со стороны банка все иначе. Кредитной истории у молодого человека нет, но есть аккаунты в соцсетях. Так тоже можно оценить платежеспособность: c кем встречается, что делает в свободное время, как часто путешествует. Это называется социальный скоринг.
Сам Алексей редко выкладывает фотографии, но на отмеченных друзьями снимках постоянно находится в каких-то барах. Репостит записи радикального толка, лайкает и комментирует советы в антиколлекторских группах. Банку он показал справку о постоянной работе, но на стене в «ВК» просит друзей подкинуть интересные вакансии.
Возможно, Алексей — неплохой парень и выплатил бы кредит в срок, просто в интернете он привык вести себя вызывающе. Но банк не делает догадок — он видит плохие социальные сети, записывает человека в ненадежные заемщики и отказывает в кредите.
Еще в финансовых организациях не любят свежезарегистрированные или пустые страницы. Минимально допустимую информацию и друзей все-таки стоит добавить — последних, к слову, тоже проверят.
«Также банк позитивно воспримет достоверную информацию о ваших образовании и работе — если это подтверждается наличием друзей среди однокурсников или коллег», — поясняет директор компании, занимающейся социальным скорингом, Дмитрий Зубанов.
Банкам нравятся позитивные профили, в которых опубликованы фотографии из отпуска, есть посты на профессиональную тематику или, например, о карьерном росте.
Хедхантинг XXI века
Социальные сети иногда работают лучше традиционных резюме. 92% HR-менеджеров отметили в опросе, что просмотр профилей кандидатов — важная часть их работы.
На основе соцсетей хедхантер составляет психологический портрет соискателя. Сначала обращает внимание на данные об образовании и работе, затем смотрит на увлечения и интересы. Грамматические ошибки, агрессивные комментарии о предыдущей работе, провокационные фотографии, небольшое количество друзей — все это работает не в пользу кандидата.
Но и напротив, слишком активная жизнь в социальных сетях смутит работодателя. Если потенциальный работник проводит много времени в интернете, вдруг он и в рабочее время будет отвлекаться?
Персонализированный ритейл
Представьте такую ситуацию: клиент заходит в магазин, где с ним здоровается не консультант, а специальный робот. Он сканирует личность покупателя и называет его по имени. Затем анализирует прошлые покупки и оптимизирует маршрут клиента, чтобы тот сразу нашел все необходимое. По мнению специалистов, описанный случай — не фантазия, а будущее.
Сегодня крупные компании используют личную информацию клиентов и составляют их портреты, чтобы персонализировать рекламные предложения. Например, вместо скидок косметический магазин предлагает бесплатно приобрести товар по программе лояльности.
Чтобы к ней присоединиться, покупатели регистрируются на сайте. Из профилей компания собирает информацию: историю, периодичность, частоту покупок, средний чек. На основе предпочтений отправляет индивидуальные рекламные предложения — например, письма на электронную почту. Поскольку товары подбираются специально для каждого клиента, такая рассылка приносит много продаж.
Индивидуальные предложения действуют и на уровне скидок на необходимые товары. Например, клиенты одной из продуктовых сетей Москвы и Петербурга могут самостоятельно выбрать в приложении любимый продукт, на который получат скидку 20%.
Пример индивидуальной рассылки
Предусмотрительное страхование
Марк указал на Facebook, что теперь занимается горнолыжным спортом. Фото со склонов Красной поляны заполонили его Instagram. Через пару недель страховая обратились к мужчине с предложением изменить тариф, чтобы включить туда лечение спортивных травм.
Изучая соцсети, страховые компании расширяют список услуг для клиентов, чей образ жизни не вписывается в стандарты человека средних лет с двумя детьми и средним достатком. Поскольку горнолыжнику может потребоваться особая медицинская помощь, ему устанавливают индивидуальный тариф.
Может показаться, что в этой ситуации выигрывает только страховая, которая вовремя продает полис подороже. Но есть радость и для клиентов: теперь им реже предлагают откровенно ненужные услуги, поскольку ориентируются на интересы конкретного человека.
Даже больше: иногда люди добровольно делятся со страховыми службами данными о своем здоровье. Например, южноафриканская компания Discovery круглосуточно следит за самочувствием клиентов с помощью специальных устройств. На основе этой информации страховая корректирует тариф под нужды каждого человека и дает советы по улучшению здоровья.
Политический микротаргетинг
«Я хочу напомнить каждому члену Конгресса, что американские избиратели хотят, чтобы стена была построена!» — всплывает реклама от Дональда Трампа в Facebook у республиканца Джона из США.
Facebook / Donald Trump
Джон согласен: границы необходимо обезопасить от массовой миграции. Спустя несколько месяцев он голосует на выборах президента США за Дональда Трампа. Джон не изучал детально все его обещания, но те заявления Трампа, на которые он натыкался в интернете, были ему явно по душе.
Схожие уведомления о политических намерениях Трампа получали миллионы других пользователей Facebook в США. Однако афроамериканцу Джошуа, например, соцсеть показывала другой ролик — о необходимости повышения пособия по безработице. Стоит ли говорить, что тот тоже проголосовал за кандидата-республиканца.
Так произошло благодаря британской компании Cambridge Analytica, которая создала в Facebook простой тест по определению модели личности. За ответы на вопросы платили деньги — от двух до четырех долларов. Чтобы получить вознаграждение, пользователь давал приложению доступ ко всей своей информации. Для человека — это нажатие одной-двух кнопок, тогда как для аналитиков — ценные знания.
Как отмечает The Gurdian, Cambridge Analytica поглощала все, до чего дотягивалась: ФИО, контакты, место проживания. Так формировалась база данных по американским избирателям. Причем сотня тысяч прошедших тест по итогу разрослась до 50 миллионов профилей Facebook, потому что приложение также загружало сведения о друзьях человека.
Американские избиратели открылись разработчикам как герои книжного романа: в огромных архивах, можно сказать, «на бумаге» хранились все их потребности, проблемы и нужды. Людей сгруппировали по категориям, после чего запустили дифференцированную политическую рекламу. Афроамериканцам — про пособия, белым фермерам — про стену на границе с Мексикой.
Ранее 5-tv.ru рассказывал, как избежать кражи денег с вашей карты.
Елизавета Мареныч