«Я всегда писал только для себя»: Композитору Алексею Рыбникову — 75 лет!
«Тот самый Мюнхгаузен», «Красная Шапочка», «Через тернии к звездам» — мелодии ко всем этим фильмам написал Александр Рыбников.
Фото: ТАСС / Смирнов Владимир
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
17 июля автор популярных советских композиций «Юнона и Авось», «Приключения Буратино», «Через тернии к звездам» Алексей Рыбников принимает поздравления с юбилеем. Жизненный путь артиста действительно оказался тернист — в юности Рыбников с треском провалился на вступительных экзаменах в музыкальную школу, после славы «Юноны и Авось» перестал сочинять музыку и на время ушел в подполье, но вернулся, чтобы вдохнуть новую жизнь в мировую классику.
За 75 лет народный артист написал более 100 мелодий к кино- и мультфильмам, три рок-оперы и около 40 симфонических и хоровых композиций. Алексей Рыбников признается, что специально для кино он никогда не сочинял: «Я всегда писал только для себя, это касается и музыки для кино, и симфонических вещей».
В честь дня рождения народного артиста Алексея Рыбникова, 5-tv.ru вспоминает лучшие композиции музыканта из популярных фильмов.
«Остров сокровищ»
Первые мелодии для кино Алексей Рыбников начал писать еще в 60-х, но переломным моментом в карьере стала работа над фильмом «Остров сокровищ». Музыку для картины Евгения Фридмана артисту пришлось писать в экстремальных условиях.
«Остров сокровищ» снимали в Крыму, где на тот момент вспыхнула эпидемия холеры. По приезде в Ялту артиста сразу же закрыли в комнате, где он несколько суток сочинял музыку на разбитом пианино. В результате мелодия Фридману понравилась, после чего Рыбников сбежал с неблагополучного полуострова.
«Юнона и Авось»
Мировую славу Рыбникову принесла знаменитая рок-опера «Юнона и Авось». Путь музыки к слушателю был не прост. Вначале свой импровизационный вариант Рыбников показал Марку Захарову. Православные мотивы понравились режиссеру, и он предложил на основе музыки поставить спектакль на сюжет «Слово о полку Игореве».
Рок-опера на классической советской сцене — дело непростое. Материал того же режиссера Захарова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» был отклонен комиссией 11 раз. Однако «Юнону и Авось» Рыбникова худсовет одобрил сразу же.
«Про Красную Шапочку»
Полюбившийся детям фильм о заплутавшей Красной Шапочке стал совместной работой Рыбникова и режиссера Нечаева. Добрая киносказка 1977 года подарила зрителям множество запоминающихся композиций.
Среди них — песенка главной героини Красной Шапочки про «крокодилов-бегемотов». Исполнила ее Ольга Рождественская, которой на момент съемок было 8 лет.
«Тот самый Мюнхгаузен»
Фильм «Тот самый Мюнхгаузен» — экранизация пьесы «Самый правдивый», которую писатель Григорий Горин изначально написал для театральной сцены. На телеэкране история о знаменитом бароне Мюнхгаузене появилась только в 1979 году.
Интересно, что сценарий к кинокартине режиссер Марк Захаров создавал чуть ли не за роялем: Рыбников сочинял мелодию, вслед за ним Захаров писал текст.
«Усатый нянь»
Режиссером полнометражного фильма выступил Владимир Грамматиков — знакомый Рыбникову еще со съемок «Острова сокровищ». Картина про веселого раздолбая Кешу стала в одночасье популярной благодаря игре Сергея Проханова, за которым на долгие годы закрепился образ «усатого няня».
Что касается музыкального сопровождения, главная мелодия Рыбникова до сих пор используется в телевизионных программах, в том числе в «Ералаше».
«Вам и не снилось»
Романтическая история о двух школьниках Роме и Кате, снятая по роману Галины Щербаковой, стала одной из самых узнаваемых в 80-х годах. Для трогательной картины Алексей Рыбников написал изначально только инструментальную музыку. Но все изменилось после странного случая.
С 1970 года у композитора хранилась одна недоработанная мелодия без слов. И вот однажды Рыбников пролистывал индийский роман Рабиндраната Тагора «Последняя поэма» и случайно наткнулся на финальные стихи, строки которых и легли на песню десятилетней давности.
93%
0.11 106.14
0.30