Приключения итальянца: Какой фильм Антониони хотел снять в СССР?
Знаменитый режиссер планировал снять фильм в Советском союзе, но, увы, этого не случилось.
Фото: Global Look Press
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
12 лет назад не стало одного из величайших мастеров мирового кинематографа Микеланджело Антониони. Он прожил значительно дольше, чем его не менее великие коллеги Феллини, Висконти и Пазолини. Несмотря на то, что его последние работы критики встретили прохладно, статус этого артиста в качестве одного из небожителей киноискусства неоспорим. Одни из лучших фильмов режиссера прорывались сквозь «железный занавес» к советскому зрителю, хоть и с купюрами.
После Московского кинофестиваля 1963 года было принято решение закупить для проката «Крик» (в прокате СССР — «Отчаяние») и «Затмение», из которого, по соображениям хронометража, были удалены около 20 минут. Антониони не раз приезжал в столицу Советского союза в качестве почетного гостя. В 1975 году в рамках IX по счету Московского международного кинофестиваля был показан шедевр Антониони «Профессия: репортер» с Джеком Николсоном и Марией Шнайдер. Вскоре режиссер и сценарист Тонино Гуэрра («Забриски Пойнт», «Амаркорд») стали серьезно обсуждать возможность создания фильма в одной из советских среднеазиатских республик.
Гость Московского международного кинофестиваля итальянский режиссер Микеланджело Антониони (второй слева). Фото: РИА Новости / Владимир Акимов
Летом 1976 года они отправились в Узбекистан на поиски натуры для своей будущей картины «Воздушный змей». Она рассказывает о том, как некий народ, затерявшийся в пустыне, решает послать на Луну воздушного змея. Тонино Гуэрра успел написать сценарий, а Антониони согласился с предложением председателя Госкино Филиппа Ермаша выступить в качестве приглашенного режиссера.
Масштаб будущих съемок захватывал воображение. Сценарист вспоминал о «сумасшедших замыслах», которые могли потребовать, в том числе, съемок с вертолетов, но участие армейских частей Советской армии могло удешевить смету на целую четверть. В ходе подготовки к работе над «Воздушным змеем» Антониони провел ряд встреч с советскими астрономами и посетил Зеленчукскую обсерваторию на Северном Кавказе. Итальянский режиссер посетил в Азербайджане ковроткацкую фабрику и храм огнепоклонников Атешгях, который произвел на него неизгладимое впечатление.
Вернувшись в Москву, Антониони подтвердил намерение снимать «Воздушного змея» именно в этой республике СССР. Увы, камнем преткновения между советской стороной и итальянской стал вопрос о том, кому будет принадлежать негатив фильма. Антониони отказался проявлять пленку и монтировать фильм в СССР из-за отсутствия необходимого оборудования. Кроме того, он помнил уроки у него был печальный опыт съемок документального фильма в коммунистическом Китае. Идеологи культурной революции подвергли кинокартину шельмованию в прессе и отказались возвращать итальянцам негатив. Впоследствии в адрес режиссера были принесены официальные извинения, а в 2004 году фильм «Чжун Го — Китай» был показан в рамках ретроспективы Антониони в Пекинской академии кино.
Моника Витти и Микеланджело Антониони. Фото: Global Look Press
Что касается «Бумажного змея», то к этой идее постановщик безуспешно пытался вернуться еще раз, уже после распада Советского союза. В 1995 году сообщалось, что одним из 5 потенциальных проектов режиссера снова будет экранизация написанного в 1976 году сценария, в связи с чем Антониони планировал посетить Россию. К сожалению, разбитый инсультом режиссер так и не смог осуществить свой амбициозный замысел. Переработанный сценарий «Бумажного змея» был опубликован в 1982 году как самостоятельное литературное произведение.
85%
-1.08 106.54
-1.42