Насколько законна новая технология, которая позволяет «подставить» любого человека в любое видео.
Фото: Социальные сети; cyberdude.it
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Летом 2020-го в сети появилось видео с нарезкой из популярных фильмов, где вместо лиц актеров — лица российских знаменитостей. Черная вдова из «Мстителей» стала Аркадием Укупником, Халк — Николаем Басковым, а Дейенерис Таргариен из «Игры престолов» — Лолитой Милявской.
Такую замену лиц называют дипфейком. Название происходит от слов «deep learning», то есть «глубокое изучение» и «fake», то есть «подделка». Технология появилась в 2014-м, создал ее студент Стэнфордского университета Ян Гудфеллоу. В основе дипфейка — нейросеть, которая детально изучает лицо человека, а затем подставляет к исходному файлу лицо «реципиента». О массовом использовании программы тогда и речи не шло.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Долгое время правдоподобная замена лиц на видео или фотографиях казалась фантастикой. Изначально состарить или омолодить человека в кадре могли разве что опытные пользователи сложных программ. Для качественной работы нужно было понимать принципы старения кожи и даже анатомические нюансы. Но сегодня все это доступно обычному человеку.
В 2020-м за пару кликов на своем смартфоне, вы можете скачать программу, которая состарит вас, омолодит и даже изменит пол. Соцсети заполонили переделанные снимки. Повальная мода на «старость» или замену пола коснулась многих звезд.
Михаил Галустян в старости по версии приложения FaceApp. Instagram @m_galustyan
Это пример безобидного использования новых технологии. Дипфейк часто используется для развлекательных целей. Пользователям сети смешно видеть, как Дейенерис с лицом Лолиты Милявской борется за равноправие. Но что будет, если технология попадает не в те руки?
В 2017-м в сети появились порноролики с лицами голливудских актрис. Естественно, это был умелый монтаж. В то время технология воспринималась в качестве одной большой шутки. Вот только звездам, которые невольно приняли участие в кино для взрослых было не до смеха.
Летом 2019-го в сети появился ролик с Марком Цукербергом, где тот рассказывает о власти соцсети над населением. Позже выяснилось, что видео — дипфейк. В другом случае нейросеть обработала видео с Дональдом Трампом. В новой версии президент США объяснял причину своей популярности.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
И чем больше проходит времени, тем больше технология дипфейка совершенствуется. А если так, то через какое время пользователи перестанут верить в то, что видят? Ведь уже сейчас сложно быстро понять, настоящее ли перед тобой видео или умело отредактированное с помощью новых инструментов.
Дипфейки — это вообще законно?
Десятки лет идет борьба за авторские права. Кажется, в 2020-м большинство людей понимают, что воровать тексты, картинки и музыку у автора без его разрешения или покупки на использование — незаконно. А вот что делать с собственной личностью? Принадлежат ли вам права на собственное лицо? Что в таком случае говорит российские законы?
Кирилл Радюк
Юрист— Если мы рассматриваем [ситуацию] с точки зрения потерпевшего, кому само лицо принадлежит, то это изображение гражданина. Оно защищается Гражданским кодексом статьей 152-й. Здесь говорится о том, что использование самого изображения допускается только с его [гражданина] согласия. Как правило, такое согласие оформляется либо на договорной основе, либо каким-то соглашением.
Звезды в свою очередь могут решить эти вопросы через иски. Контекст, в котором используются изображения публичных людей, может быть сомнительным, даже испортить репутацию человека. «Если же мы рассматриваем обычного гражданина, то здесь, скорее всего, суд будет смотреть на уровень вреда, который был ему причинен», — объясняет Кирилл Радюк.
Вопрос этики
Технология замены лиц успела полюбиться киноделам. В 2019-м в прокат вышел девятый эпизод «Звездных войн». В списке актеров значилась покойная на тот момент Кэрри Фишер, чей персонаж появился в фильме несмотря на смерть актрисы.
Публика прохладно приняла киноленту. А использование изображения покойной звезды вызвало непонимание даже среди преданных поклонников киносаги. Некоторые зрители посчитали, что это противоестественно даже и неэтично.
На момент съемок девятого эпизода актриса Кэрри Фишер уже умерла. Фото: youtube.com /
Пример дипфейка, который считается более удачным — появление в «Форсаже-7» покойного на тот момент Пола Уокера. Актер погиб в автокатастрофе до окончания съемок. Его внезапная смерть заставила переписать сценарий и закончить киноленту на особенной ноте.
Вместо Пола оставшиеся эпизоды отыграл его младший брат Кори Уокер. Особенно проникновенна получилась сцена прощания Доминика Торетто в исполнении Вина Дизеля с персонажем Уокера Брайаном О’Коннором. Разъезжающиеся автомобили главных героев отлично передали мысль о прощании зрителей с Полом Уокером.
Кадр из фильма «Форсаж-7», реж. Джеймс Ван, США, 2015 год. /imdb.com
Некоторые специалисты по визуальным эффектам считают, что технология упростит создание кино. Но что тогда будет с индустрией в целом? Если программа позволяет «оживить» легенд кинематографа, например, Одри Хепберн, Марлона Брандо, Ингрид Бергман и других, нужны ли нам тогда новые актеры? И может быть теперь стоит в завещании указывать разрешение или запрет на использование своего лица в будущем.
А как вам концерт с уже умершим исполнителем? Вместо Майкла Джексона, Элвиса Пресли и Тупака Шакура — голограмма. «Воскресили» без разрешения, зато сколько денег за проданные билеты! Кто в таком случае может распоряжаться «лицом» знаменитости? Кому пойдут дивиденды? Вполне возможно, что через некоторое время звезды будут передавать «права на свою личность» близким родственникам. Тогда есть хоть какой-то шанс, что после смерти не придется принимать участие в проектах, которые бы не понравились при жизни.
86%
0.46 106.08
0.27