День Военно-воздушных сил: Как зарождалась авиация в России?

|
Ирина Дряхлова
Ирина Дряхлова Журналист
412 0

12 августа 1912 года в Российской империи создали военную авиацию.

День Военно-воздушных сил: Как зарождалась авиация в России?

Фото: ИТАР-ТАСС / Митя Алешковский

Перейти в Дзен Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »

108 лет назад была создана военная авиация России — в империи появился первый в 1912-м Штаб воздухоплавательной части.

Воздухоплавание — «игрушки» и диковинка начала XX века

О том, что по воздуху можно «передвигаться», русские хорошо знали еще в XIX веке. Аэростаты, как развлечение, показывали знати, но вскоре военные поняли, что с помощью новинки можно вести шпионаж за противником, передавать информацию войскам и корректировать огонь артиллерии. К началу XX века в России был собственный воздухоплавательный парк. А вот к «железным птицам» — аэропланам — относились с недоверием. Хотя еще 80-х годах XIX века в России был сконструировал один из первых самолетов в мире, который мог поднять в воздух человека. Его сконструировал Александр Можайский. Точно неизвестно, действительно ли работал самолет Можайского, но факт его существования зафиксирован.

Аэростат в Ярославской области, 1919-й. Аэростат в Ярославской области, 1919-й. ИТАР-ТАСС / Архив

Эксперименты нового века с полетами на самолете воспринимались как экстремальное развлечение. Немногие тогда могли предположить, что это будущие «козыри» в предстоящих войнах. Одним из таких фантазеров был дядя императора России, великий князь Александр Михайлович Романов. Летом 1909-го он прочитал в газете об удачном полете над Ла-Маншем. Изобретатель и пилот Луи Блерио сумел перелететь пролив на самолете.

«Будучи поклонником аппаратов тяжелее воздуха еще с того времени, когда Сантос-Дюмон летал вокруг Эйфелевой башни, я понял, что достижение Блерио давало нам не только новый способ передвижения, но и новое оружие в случае войны», — вспоминал в мемуарах Александр Михайлович.

У Александра Михайловича было два миллиона рублей, которые он собрал на постройку минных крейсеров. Деньги не пригодились, потому что флот, по-сути, был уничтожен в русско-японскую войну. Великий князь заручился поддержкой тех, кто пожертвовал деньги, отправился во Францию и договорился, что французы предоставят России аэропланы и инструкторов, а Александр Михайлович найдет учеников и, конечно, будет платить и помогать в организации авиации в России.

Великий князь Александр Михайлович Романов Великий князь Александр Михайлович Романов. Фото: Wikipedia.org /The Library of Congress

В то время военным министром недавно назначили генерала Владимира Сухомлинова. Он только засмеялся на предложение великого князя. Как «игрушки» могли помочь в войне? И генерала можно понять. Ведь еще в 1908-м в русской армии не было ни одного автомобиля, не то что самолета! И сам Сухомлинов еще до того как стал военным министром, писал в Главный штаб, просил приобрести машины.

«Этот „сложный и хрупкий инструмент“ для нашей армии неприемлем: армия нуждается в простых повозках на крепких осях», — вспоминал в мемуарах Владимир Сухомлин.

Неудивительно, что Сухомлинов не проявил энтузиазм на предложение Александра Михайловича создать в России авиацию.

«Хорошо смеется тот, кто смеется последний», — ответил генералу Александр Михайлович и был прав.

Не поддержал затею родственника и великий князь Николай Николаевич, который в то время был председателем Совета государственной обороны. Император Николай II тоже без особого энтузиазма выслушал Александра Михайловича, но мешать не стал, даже одобрил использовать собранные для флота деньги на создание авиации.

Аэро-сани на Первой Международной воздухоплавательной вставке в Санкт-Петербурге в 1911-мАэро-сани на Первой Международной воздухоплавательной вставке в Санкт-Петербурге в 1911-м. Фото: Открытые источники

Великому князю «выделили» нескольких офицеров, чтобы те отправились на обучение в Париж. Через год в России появились первые дипломированные пилоты, а уже в 1910-м первые авиашколы в Петербурге и Севастополе.

Развитие авиации в империи было стремительным. В 1911-м, в Санкт-Петербурге прошла Первая международная выставка воздухоплавания. Посмотреть на достижения авиации в Михайловском манеже пришло более 200 тысяч человек! Выставка была такой успешной, что ее посетил сам даже Николай II. Через год ее повторили.

Из развлечения — в военное дело

Планы Александра Романова использовать авиацию в предстоящей войне были очень кстати. В 1914-м началась Первая мировая война. К ее началу в России было больше всего самолетов в мире, но при этом это были устаревшие модели. Тот самый случай, когда количество — не есть качество. Орудия на самолеты было проблематично закрепить — техника просто не предназначалась для этого. Пилоты «выкручивались» — обстреливали противника из пистолетов, закидывали ручными гранатами. Но это продолжалось недолго. Война стала мощнейшим стимулом для инженеров и конструкторов, чтобы усовершенствовать самолеты.

Демонстрация самолета "Илья Муромец" в 1914-м. Авиаконструктор Игорь Сикорский сажает свой четырехмоторный самолет «Илья Муромец» на Корпусном аэродроме в Санкт-Петербурге в 1914-м. ИТАР-ТАСС / Архив

В 1914-м в эксплуатацию вводят знаменитый биплан «Илья Муромец», сконструированный авиаконструктором Игорем Сикорским. Этот самолет с двумя несущими крыльями стал первым в мире серийным многомоторным бомбардировщиком. За годы Первой мировой войны появилось 60 единиц «Муромца». Эскадра уничтожила 12 истребителей и сбросила около 70 бомб на противника. Эти же самолеты потом использовали и в Гражданскую войну. Интересно, что «Илью Муромца» изначально создавали для перевозки пассажиров, а не для военных действия.

Такими были первые «шаги» авиации в России. Благодаря мечтателям и смельчакам страна не отстала от мира и в последующие годы смогла нарастить воздушные силы.

Как празднуют День Военно-воздушных сил России?

В 1930-е было предложено учредить профессиональный праздник летчиков и тех, кто имеет отношение к авиации: в те годы День Военно-воздушных сил решили праздновать 18 августа.

Во времена СССР существовала традиция проведения парада военно-воздушной техники для того, чтобы популяризовать авиацию среди населения. Советская традиция проведения парадов в честь праздника осталась до сих пор, но проводятся они в День Воздушного Флота России, который отмечают в третье воскресенье августа. В 2020-м праздник выпал на 16 августа.

Фото: ТАСС / Сергей Бобылев

Сами летчики ВВС проводят праздник в привычном для них месте — аэродроме. Настоящие асы проводят мастер-классы и тренинги для новичков. В учебных заведения проходят торжественных построения и вручения награда за особые заслуги. Также университеты и училища в сфере авиации проводят дни открытых дверей.



Последние новости

7:48
7:30
7:12
7:10
6:57
6:49

Сейчас читают