«У нас было соперничество»: Евгения Добровольская — о бывшем муже Михаиле Ефремове в театре и дома
Актриса театра и кино, бывшая жена Михаила Ефремова рассказала о начале карьеры, работе и жизни с актером.
Фото, видео: ИТАР-ТАСС / Валерий Шарифулин
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Евгения Добровольская стала известна после выхода телесериала «Королева Марго» в 1996-м, где она сыграла главную роль. В кино актриса снимется с начала 80-х и на сегодняшний день может похвастаться ролями в известных фильмах и работой в ведущих театрах России. Именно на сцене театра Добровольская встретила второго мужа — Михаила Ефремова, в браке с которым у нее родился сын Николай. Евгения Добровольская рассказала, проснулась ли она знаменитой после роли королевы Марго, и как складывалась жизни с Михаилом Ефремовым.
— Вас стали чаще узнавать после роли в телесериале «Королева Марго»?
— Дело в том, что я не стала популярной, потому что это же неузнаваемо: я на экране в образе королевы Марго и я в жизни. Она мне, в общем, таких узнаваний и успехов в жизни не принесла. Но меня стали узнавать в магазинах. Был смешной случай на дороге. Меня останавливает гаишник, я даю права, он говорит: «Что-то лицо знакомое!» Я говорю: «Ну да, конечно, я артистка». А он: «Да ладно, я тебя уже штрафовал сегодня!»
— Как вы сами относитесь к этой картине?
— На самом деле, съемочный период был очень долгий и было много конфликтов. Шесть главных героев сами себя не озвучивали, то есть, Харатьян, Добровольская, Ефремов, Сотникова и еще несколько человек говорят не своими голосами. Поэтому я очень долго не могла ее смотреть, потому что это не я. Голос — это половина роли. Голос для актера — его визитная карточка. Просто сейчас приятно посмотреть, какая я была молодая.
Евгения Добровольская в т/с «Королева Марго», 1996-й.
Актрисы очень хотели играть королеву Марго. Вера Сотникова и Оля Дроздова, которые снимались в этой же картине в других замечательных ролях. И когда стало известно, что будет играть Добровольская, они сказали: «Понятно! Она нам не конкурентка, она же крокодил, а мы красавицы!». И все исторические гримы и парики были на мне. Девочкам делали прически, которые им идут, а мне делали все эти исторические навороты, которые не каждому подойдут. После этой картины я лишилась волос, потому что два года приходилось травить свои собственные волосы. Мне пришлось постричься налысо.
— Почему вы не поступили в ГИТИС с первого раза?
— Мне очень повезло! На первом туре меня слушал Анатолий Васильев, я начала что-то читать, а он прослушал две строчки и сказал: «Хорошо! Начинай со слов „я боялась“». Я говорю: «Я боялась! Я боялась!» Он снова говорит, чтобы я начинала с этих слов, а я думаю, что и так же начинаю. Снова говорю: «Я боялась! Я боялась!» И он отправил меня на второй тур. То есть, он меня слушал всего две строчки. Это был для меня большой знак судьбы. Когда я пришла уже на второй и третий туры, там сидели уже другие педагоги, артистки. Ольга Михайловна Яковлева не пропустила меня дальше, но это не помешало нам партнерствовать с ней на сцене МХАТ.
После того, как я приехала из Санкт-Петербурга в Москву и не поступила, я пошла мыть полы в театр Моссовета. То есть, я не мыла, а пылесосила сцену, на которой в это время играли и Раневская, и Плятт. Я смотрела все спектакли: можно было «дотронуться» до Раневской. Это что-то невероятное! Это такие большие дети, совершенно открытые с невероятной душей и очень тонкой кожей. Они всей своей энергией передавали в зал какую-то необыкновенную теплоту.
— Что вы можете рассказать о студенческой жизни?
— У меня это было табу! Не влюбляться, вообще ничего, только работать, работать, работать. Я прошла достаточно хорошую школу кино и театра Спесивцева и знала, куда я пришла и что за этим следует. У меня было 28 человек однокурсников, а состоялось только два человека. Два! Все остальные занимались любовью, гуляли по Москве и думали, что это у них прекрасная студенческая пора, но все закончилось очень быстро. И очень трагически для многих.
— Как произошло ваше знакомство с Михаилом Ефремовым?
— Сейчас уже даже и не вспомню… Мы познакомились на сцене, мы играли «Тень Шварца». Она его любит, а он, вроде тоже ее любит. И мы подумали, может быть, мы тоже любим друг друга? И вот так вот, мы играли и играли, сыграли вместе практически весь мировой репертуар: сыграли Моцарта и Констанцию, сыграли Треплева и Заречную, сыграли Софью и Чацкого. А потом расстались. Кончился репертуар уже — нечего было играть.
Евгения Добровольская во время игры в спектакле «Артистка».
— Каким вы помните Ефремова-старшего и что он для вас значил?
— Он — великий. Он — великий реформатор театра, реформатор сцены, он был совершенно космическим человеком. К нему по-разному все относятся, потому что как безусловный лидер и именно как реформатор, он не мог быть человеком для всех угодным. Актер он, великий, конечно. Глядя сейчас на все его работы, смотришь и невероятно! Как он это делал? Он практически ничего не играл, ничего не изображал, он ничего не делал и ты понимаешь все про этого человека.
Я работала с ним на сцене. Он был для меня и отцом, и дедом для Николаши, и самым близким человеком не только в момент нашей совместной жизни с Михаилом Олеговичем, но и после развода. Он был на моей стороне и был со мной. А еще мы с ним играли в спектакле «Кабала святош». Он играл Мольера, а я Арманду. И он мне говорил: «Я тебя создам! Ты будешь великой актрисой!» Я так в это верила.
— Как вам работалось с Михаилом Ефремовым, как с режиссером?
— Было очень сложно, потому что домой мы шли разными путями и не разговаривали о театре, а в театре тоже старались не общаться. Когда люди все время вместе, сохранить какую-то нежность друг к другу невозможно. А когда он режиссер, да еще и такой капризный, а ты актриса, как он считает, тоже непростая, то это вообще. Летали табуретки, пепельницы и все, что угодно. Только уклоняться можно было, когда режиссер тебе вместо замечания табуреткой. Но это не метод! Это открытые эмоции.
Евгения Добровольская и Андрей Кузичев во время пресс-показа спектакля «Предел любви».
Он все время говорил: «Тебе еще два взмаха до меня». У нас было соперничество. Я все время завидую мужчинам-артистам, потому что у них столько возможностей, у них столько ролей, столько… Я не знаю! Один Гамлет, Клавдий… А у нас там Офелия какая-то дурная. Ничего сыграть с такими страстями невозможно! Я им завидую просто!
— Как вы поняли, что пора подать на развод с Михаилом Ефремовым?
— Ты ищешь причину боли и того, что мешает тебе жить. И начинаешь рвать по живому. Я поняла, что мне мешает брак с Михаилом, что он меня просто убивает, гнетет и давит. Жить так дальше было уже невозможно. И пришлось рвать по живому, чтобы как-то остаться жить. Я начала жизнь с нуля. Я взяла детей, машину и уехала, все.
Евгения Добровольская с сыновьями Николаем и Яном в 2006-м.
— Удалось ли вам совмещать работу с ролью матери?
— Отношения с сыновьями по-всякому складываются, как у всех. В основном по телефону, я же работаю все время. Ой, тяжела и неказиста… Конечно, можно совмещать работу и семью. Это же жизнь! От этого никуда не денешься. Нам, женщинам, вот на нас сколько повесили, мы столько и потащим. Ведь мы же это никуда не кинем, правда? Это мужчина может повернуться и уйти, сказать: «Мне это сейчас не интересно! У меня другая жизнь». А мы же будем бегать и ходить за всеми бабушками-свекровями, которых он оставил нам, потому что у него другая жизнь.
Беседовал Андрей Ургант
Это интервью было записано 20 сентября 2008 года.
Передача «Встречи на Моховой» впервые вышла в эфире «Пятого канала» в 2006 году. Съемки проходили на Моховой улице, в студии Учебного театра Санкт-Петербургской театральной академии. В эфире программы «Встречи на Моховой» ее ведущие Андрей Ургант и Ника Стрижак беседовали с артистами, режиссерами, писателями и певцами. За годы эфира в кресле гостя успели побывать Сергей Безруков, Александр Невзоров, Александр Розенбаум и многие другие. Интервью, записанные в рамках программы, не теряют актуальность даже спустя годы.
Читайте также
93%
0.11 106.14
0.30