Покупаем автомобиль: «С рук» или у «официалов»?

Перед любым автолюбителем рано или поздно встает вопрос выбора: купить/продать свой автомобиль частным образом или все же воспользоваться услугами официальных салонов с сервисом Trade-in.

Елена Никитенко

Елена Никитенко
автоэксперт


С рук на руки

Все мы давно знакомы с покупкой/продажей с рук на руки. Без посредников. Это делали до нас, во время нас и еще будут делать после нас. Но покупка б/у автомобиля «с рук» чревата — подводных камней там великое множество. Разумеется, вам может попасться честный владелец, который расскажет, сколько раз он перегрел мотор, какие «левые» запчасти установил и сколько раз автомобиль посещал костоправа. А еще он приедет с вами в автосервис, который даст расклад по всей технике покупаемого автомобиля. Но таких — единицы. В основном, покупка автомобиля, бывшего в употреблении (и ни одним пользователем) чревата покупкой кота в мешке. Как там говорила мама Дяди Федора: «Не поймешь, что где валяется и когда все это кончится».

Обычно любой автомобиль проходит «предпродажную подготовку» — на официальном сервисе в это понятие вкладывают замену расходников и деталей, которые дышат на ладан. На «неофициальном сервисе» чаще всего все, что сломалось, просто крепится «на веревочку», чтобы автомобиль дотянул до точки переоформления и еще километров 100 после получения нового техпаспорта. Конечно же, я утрирую. Но это не точно.

Один мой приятель, позарившись на «вкусную» цену, отправился за подержанным автомобилем в другой город за 1500 километров в одну сторону. Осмотрел, даже загнал на СТО. Купил. Отъехал 150 километров от города и… встал на трассе. Мотор стуканул. Бывший владелец на звонки уже не отвечал. Да и спроса с него нет. Такую претензию будет сложно оспорить даже в суде — никаких гарантий никто никому не давал.

Конечно, скажете вы, можно проверить историю автомобиля по VIN-коду (благо, есть доступ в интернет). Однако и он не даст полной картины, особенно в нашей стране и странах СНГ. И уж точно не расскажет, какой сюрприз преподнесет вам электрика, в которую перед продажей залезли «кривые ручки», чтобы погасить «гирлянду» на приборной панели.

ТАСС / Антон Новодережкин

Но и со всем этим можно справиться — были бы проверенные мастера и деньги. А вот с мошенничеством и даже криминалом — нет. Между тем, такие истории сейчас не то, что не редки, но и набирают обороты. Особенно те, что связаны с кибермошенничеством. Казалось, что может быть надежней банковского перевода? Вы не несете на встречу кэш, не рискуете, что вас ударят по голове и заберут все деньги… И все же — опасно. Можно остаться и без денег, и без машины.

Что еще? Понравившийся вам автомобиль может быть в залоге у банка (а за этим стоит арест или изъятие транспортного средства) или быть оформленным на третье лицо и продаваться по доверенности (переоформить потом будет практически невозможно). Попасть на автомобиль в угоне или с перебитыми номерами и с «двойником» где-нибудь в Казахстане или Армении, также проще простого.

Чтобы обезопасить себя от подобных очень неприятных ситуаций, внимательно сверяйте VIN-код на кузове и в документах. Разумеется, что железную пластинку с VIN-кодом легко подделать, но VIN на то и VIN, что он указан в разных «частях» автомобиля (например, под лобовиком на торпедо). Не ленитесь тщательно проверить все доступные места — где-нибудь что-нибудь да останется. И, конечно, пробейте автомобиль на предмет ареста или залога. Если есть хотя бы малейшая тень сомнения — от идеи покупки лучше отказаться.

Официально и через Trade-in

Итак, вы решили не брать кота в мешке, а брать кота из ветеринарной клиники — проверенного, с историей и даже гарантией. Чем же покупка через «официалов» лучше (или хуже), чем с рук?

Во-первых, юридическая чистота автомобиля — он не может состоять в угоне или залоге, или аресте. Автомобиль «чистый» по всем показателям.

Во-вторых, возможность всегда призвать к ответу нечистых на руку «официалов» за продажу автомобиля в ненадлежащем состоянии (если, конечно, будет доказано, что сломали его не ваши действия). С вами будет подписан договор, на который можете опираться и вы, и юристы.

В-третьих, такой автомобиль тщательно проверен на любые дефекты, начиная с кузова, заканчивая мотором и подвеской. Такая проверка гарантирует исправное состояние и ухоженный салон, которые тоже привели в порядок перед продажей.

Ведомости/ТАСС / Максим Стулов

И один из самых важных пунктов, из-за которого многие отдают предпочтения покупке подержанных автомобилей именно в дилерских центрах, — финансовая чистота сделки. Все оформляется быстро, практически в один день, без контакта со всевозможными «помогайками», без «темных» финансовых схем, в цивилизованном месте за чашечкой кофе. Безопасно? Вполне. Да и при покупке разницу между среднерыночными ценами вы не заметите.

Но не все так радужно, как хотелось бы. Если вы будете продавать свой автомобиль по схеме Trade-in, будьте готовы к тому, что дилер при оценке даст вам цену, гораздо ниже рыночной. Но если вы готовы заплатить эти 20% (а то и больше) за избавление от звонков, сомнительных встреч и собственного спокойствия — вперед. Если же есть желание получить за свой автомобиль больше денег, несмотря на время и страхи, — тоже ваше право.

Деньги, полученные за проданный по Trade-in автомобиль, можно даже не снимать с карты, а закинуть первоначальным взносом на новый автомобиль, который вы можете приобрести у этого же официального дилера. Если, конечно, планировали.

Только не забывайте о наших важных рекомендациях, следовать которым бывает порой важно. Тогда, вполне возможно, вы легко пройдете все стадии сделок в любом из вариантов и станете счастливым владельцем нового (пусть и б/у) автомобиля.


Вконтакте