Дело одной секунды: Катастрофа шаттла «Колумбия»

|
Карина Халикова
Карина Халикова Карина Халикова Журналист Вконтакте
1 539 0

1 февраля 2003-го шаттл «Колумбия» взорвался по пути на Землю.

Дело одной секунды: Катастрофа шаттла «Колумбия»

Фото: globallookpress.com © Peter Stachiw

Перейти в Дзен Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »

Экипаж шаттла «Колумбия» отправился в космос в 2003-м. Корабль получил повреждение на 82-й секунде после старта. Специалисты посчитали случившееся штатной ситуацией, но позже именно это стало причиной крушения шаттла и гибели семи членов экипажа 1 февраля 2003 года. Как судьбу космического корабля решила одна секунда, рассказывает 5-tv.ru.

Фото: globallookpress.com © z03

Проблемы при запуске шаттла «Колумбия»

Семь астронавтов из США отправились в космос на шаттле «Колумбия» 16 января 2003-го. Членов экипажа миссии STS-107 выбирали тщательно. Среди астронавтов — звезда программы запуска челноков Рик Хасбэнд, пилот и атлет Уильям МакКул, бортинженер Майкл Андерсон, научные сотрудники Лорел Кларк, Дэвид Браун, Калпана Чавла и первый израильский астронавт Илан Рамон. Миссия шаттла — исследования микрогравитации, запуск лазерного спутника и другие опыты в космосе. На счету «Колумбии» к тому времени было уже 27 полетов.

Сотрудники центра управления напряженно наблюдали за запуском челнока. На шаттл получил повреждение на 82-й секунде после старта. От левого обтекателя крепления шаттла к внешнему баку отделился кусок изоляции. Обломок ударил по панели левого крыла «Колумбии» и оставил пробоину размером в 15-25 сантиметров. По одной из версий, специалисты NASA посчитали удар незначительным повреждением, так как уже сталкивались с подобным во время запуска других шаттлов. По другой версии, сотрудники центра управления не знали о повреждении, так как пробоину не было видно на камерах. Тогда никто не знал, что всего за секунду участь семи членов экипажа была предрешена… А пока астронавты успешно прибыли на внеземную орбиту.

Взрыв шаттла «Колумбия» 1 февраля 2003 года

Экипаж «Колумбии» ждали на Земле через 17 дней. 1 февраля в 8:15 шаттл начал спуск. Через 29 минут корабль вошел в слои атмосферы. Здесь поврежденное крыло дало о себе знать: его кромка начала перегреваться. В 8:53 специалисты NASA на Земле зафиксировали неисправность левой части челнока. Первыми пострадали температурные сенсоры. После — загорелось левое крыло. Датчики гидравлической системы и давления отказали с разницей в несколько секунд.

В 8:53 с «Колумбии» поступил вызов центра управления, который стал последним для участников экипажа. На Земле обрыв связи объясняли положением шаттла. Но в это время «Колумбия» разваливалась на части! Бортовой компьютер уже не контролировал спуск.

Жители Техаса заметили взрыв в небе и летящие части корабля через пять минут после того, как специалисты NASA потеряли связь с шаттлом. На снятых очевидцами кадрах было видно, как обломки «Колумбии» падают сквозь густой серый дым. Фрагменты корабля разлетелись по всему штату. Никто из астронавтов не выжил.

Расследование взрыва «Колумбии»

Узнав о взрыве, операторы NASA постарались сохранить как можно больше деталей операции. Это помогло бы расследованию катастрофы. В первые дни после случившегося поисковая группа обнаружила носовую часть «Колумбии», один из двигателей и несколько частей левого крыла. Не все обломки «Колумбии» нашли. Спасатели рассказали о 12 тысячах обнаруженных компонентов шаттла из двух миллионов составных частей корабля — этих данных было недостаточно. Поиски оставшихся фрагментов «Колумбии» продолжались несколько дней. Обнаруженные самописец и фрагмент левого крыла помогли установить, что стало причиной трагедии.

Астронавты, отправившиеся в космос на корабле «Колумбия». Фото: globallookpress.com © Kim Shiflett NASA

На анализ и расследование эксперты потратили несколько месяцев. Специалисты рассматривали варианты столкновения шаттла с метеоритом, недостаточную прочность корабля. Пилотная технология, установленная на «Колумбии», сузила круг версий. Система фиксировала дополнительные данные бортовых датчиков, полученные сведения обычно использовали для послеполетного анализа.

Носитель информации обнаружили через несколько недель поисков в болотистой местности. Эксперты называют настоящим чудом оставшееся в целостности устройство. Благодаря находке получилось добыть записанные на блок данные.

Специально учрежденная комиссия по расследованию катастрофы шаттла «Колумбия» выяснила, что предпосылкой катастрофы стал тот самый удар по левому крылу шаттла на 82-й секунде полета.

NASA теряет авторитет

Когда причину крушения обнародовали, NASA раскритиковали. По словам независимых экспертов, взрыва можно было бы избежать, а членов экипажа спасти, если бы сотрудники центра управления обратили внимание на проблему при запуске и остановили миссию.

«Организация работы NASA, с нашей точки зрения, не может обеспечить безопасность полетов», — говорил доктор Логсдон, руководитель Института космической политики Университета Джорджа Вашингтона.

Критики отмечали, что если NASA не усвоит поневоле полученный урок, то катастрофы будут происходить и дальше. В свою очередь, ведомство опубликовало отчет, в котором говорилось, что астронавты «Колумбии» погибли в считанные секунды.

globallookpress.com © Peter Carroll

Инженер NASA Дэвид Бейкер пояснил:

«Главная ошибка была в том, что не был проведен достаточно детальный и подробный анализ. Казалось, что повреждения были довольно незначительными — но с каждым днем становилось яснее, что это не так».

Журналисты спрашивали: почему NASA не отправило за астронавтами спасительный челнок? В центре управления пояснили, что подготовить корабль для миссии за такое время практически невозможно. Отправить второй шаттл в космос для спасения астронавтов было слишком рискованно.

Еще один вопрос — почему члены экипажа «Колумбии» не изменили направление и не пристыковались к МКС? Стыковочный узел «Колумбии» должны были поставить в ноябре 2003-го. У шаттла не было возможности сменить траекторию и пристыковаться к космической станции.

Инженеры разработали несколько вариантов развития событий и пришли к выводу, что у членов экипажа не было никаких шансов спастись. По мнению документалистов, операторы NASA запросили снимки обрыва изоляционной пены еще при запуске шаттла. Руководство отказало сотрудникам центра управления в оперативном предоставлении видео с камер, чтобы не задерживать миссию и рисковать уменьшением финансирования.

Память о «Колумбии»

«Колумбия» — третий шаттл NASA, взорвавшийся в ходе операции. Во время запуска «Аполлон-1» в 1967-м, случился пожар на стартовой площадке. Корабль взорвался даже не взлетев. Погибли три астронавта. В 1986-м на взлете взорвался шаттл «Челленджер». Погибли семь человек.

В память о катастрофе «Колумбии» власти США объявили четырехдневный траур. Для троих из семи членов экипажа шаттла это был первый полет в космос.

Акция в память о погибших членах экипажа «Колумбия». Фото: globallookpress.com © Alicia Calzada

Злосчастный полет «Колумбии» побудил исследовательские институты усилить меры подготовки астронавтов. Одновременно начали проводить испытания по обстрелу челноков, предназначенных для полета в космос. Тестовые удары оставляли царапины и незначительные повреждения. Но 30 мая 2003-го эксперты объявили: один из кусков изоляции все же пробил на тестовом корабле дыру размером в 40 сантиметров. Это лишь подтвердило причину катастрофы шаттла «Коллумбия».



Последние новости

22:35
22:16
21:58
21:42
21:26
21:10

Сейчас читают