Не та историческая личность, немецкое оружие и кресты из будущего. На каких памятниках есть ошибки?
Фото: ТАСС / Алексей Бородин
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Архитекторы и скульпторы иногда совершают ошибки во время создания памятников. Видимо, из-за творческого порыва, они забывают проверить подлинность изображений и специфику атрибутов, которые попадут на монументы или барельефы. Какие знаменитые памятники были открыты с ошибками, рассказывает 5-tv.ru.
Памятник Александру III
5 июня 2021-го открыли памятник императору Александру III в Арсенальном каре Гатчинского дворца в Ленинградской области. На мероприятии присутствовал Владимир Путин. Созданием памятника занимался скульптор Владимир Бродарский. Основой для скульптуры стал образ Александра III, сидящего в тронном зале. Но в день открытия монумента гатчинцы и пользователи интернета заметили ошибку на извоянии: на ордене святого апостола Андрея Первозванного оказалось не восемь лучшей, а шесть, сделав его больше похожим на значок шерифа или Звезду Давида. Бродарский исправил оплошность на следующий же день, объяснив ее тем, что перенервничал.
Барельеф «Основоположникам космонавтики»
Грубую ошибку допустили скульпторы одного из памятников на бульваре Гагарина в Брянске. На барельефе изображены ученые, внесшие большой вклад в развитие космонавтики и освоение космоса. Перед официальным открытием в 2010-м обнаружили две грубейшие ошибки: Константин Циолковский стал Эдуардом, а Альберт Эйнштейн — Энштейном.
На ошибки на барельефе сразу же обратила внимание администрация Брянска. Глава города Николай Платов назвал произошедшее «недопустимой оплошностью» и поручил «строго наказать виновных». Ошибки на памятнике исправили за несколько недель.
Памятник Паулю Кересу
В 2016-м в честь 100-летия легендарного эстонского гроссмейстера открыли памятник в Нарве. Он представляет собой скульптуру Пауля Кереса, сидящего за шахматной доской. Скульпторы воссоздали партию, где шахматист поставил мат Уолтеру Брауну, с которым сыграл в Ванкувере в 1975-м. Наблюдательные горожане и те, кто интересуется шахматным спортом заметили, что Керес сидит возле белых фигур, на самом же деле в той памятной партии он играл черными. Также на гранитной табличке обнаружили грамматические ошибки на английском языке.
Председатель горсобрания Нарвы Александр Ефимов объяснил, что автор проекта Айвар Симсон допустил оплошности из-за «человеческого фактора». Ефимов рассказал, что с одной стороны на шахматной доске действительно допущена ошибка, а с другой памятник дает возможность каждому желающему сесть напротив Пауля Кереса и подумать над его партией. И все же недочеты устранили: фигуру шахматиста пересадили на другую сторону, а надпись на гранитной таблице исправили.
Памятник зодчему Тома де Томону
В 2011-м в честь 307-летия Санкт-Петербурга в Александровском парке создали миниатюрную копию города. Среди мини-памятников были главные достопримечательности: Петропавловская крепость, Казанский и Исаакиевский соборы, Зимний дворец, Спас на Крови и другие. Также установили скульптурную группу «Зодчие», где за стол «посадили» известных архитекторов, работавших над обликом Петербурга — Карла Росси, Андрея Воронихина, Бартоломео Растрелли, Василия Баженова и Тома де Томона. Именно с последним архитектором, который занимался строительством петербургской биржи на стрелке Васильевского острова, возник конфуз. И на него никто не обращал внимание семь лет!
Фатальная ошибка раскрылась благодаря искусствоведу и специалисту по русской архитектуре XVIII века Кириллу Пастернаку. Он заметил, что вместо Тома де Томона в бронзе был отдлит шотландский химик Томас Томсон. Появление ученого в рядах зодчих архитектор проекта Александр Таратынов объяснил тем, что взял фото де Томона из «Википедии», а те, кто загружал фото, вероятно, перепутали его с Томсоном из-за схожего имени и фамилии. Архитектор был готов исправить ошибку и создать собирательный образ де Томона, так как его изображение не сохранилось. Но пока что безуспешно.
Памятник Михаилу Калашникову
Невнимательность испортила еще один памятник. На этот раз пострадал монумент Михаилу Калашникову в центре Москвы! В 2017-м в Оружейном сквере торжественно открыли памятник из бронзы и гранита, который создал архитектор Салават Щербаков. Спустя два дня бывший сотрудник Центрального музея Великой Отечественной войны Юрий Пашолок обнаружил на горельефе взрыв-схему немецкого автомата Sturmgewehr 44 Хуго Шмайссера. Оружие создали в нацистской Германии в 1944-м. Скульптор мог ошибиться из-за того, что немецкий автомат внешне похож на АК-47.
Архитектор отрицал, что на памятнике Михаилу Калашникову изображена схема немецкого Sturmgewehr 44. Однако в Российском военно-историческом обществе (РВИО) подтвердили заявление Пашолока и поблагодарили его за то, что он заметил грубейшую ошибку. Ее исправили через несколько дней: сейчас на памятнике больше нет немецкого следа.
«Оружейные» ошибки Щербаков допускает не первый раз. В 2014-м возле Белорусского вокзала в Москве установили памятник «Прощание славянки», который посвящен женщине, прощающейся с солдатом, а по бокам — два герба с оружием, символизирующим Первую мировую и Великую Отечественную войну. Над проектом работала группа архитекторов под руководством Салавата Щербакова. Вскоре историки заметили, что на памятнике изображена немецкая винтовка. Ее спилили через несколько дней.
Памятник Ивану Грозному
В 2016-м в Орле открыли первый в России памятник русскому царю. Его установка вызвала широкий общественный резонанс и споры в городе из-за противоречивости исторической личности. На памятнике можно заметить два креста: один в руке у Ивана Грозного, символизирующий его как крестителя новых русских земель, и нательный крест поверх одежды правителя. Историки заметили, что Грозный держит крест который появился в лишь в XIX веке. При Иване Грозном такого точно не могло быть!
Второй крест на теле Ивана Грозного тоже не устроил экспертов. Они заметили, что царь был очень набожным и, скорее всего, не носил его поверх одежды.
Читайте также
85%
-0.26 103.94
-0.29