И ты, горбатый: История становления самого народного автомобиля «Запорожца»

| Обновлено: |
Ольга Петровиченко
Ольга  Петровиченко Ольга Петровиченко Журналист
482 0

Запорожские власти решили возродить производство «Запорожца».

И ты, горбатый: История становления самого народного автомобиля «Запорожца»

Фото: © РИА Новости / Цинкин

Перейти в Дзен Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »

Пока в столице восстанавливают выпуск «Москвичей», в Запорожье объявили о перезапуске производства «Запорожца». При поддержке России, заводу удастся собрать качественный и самобытный автомобиль. 5-tv.ru вспомнил историю главного детища Запорожского автомобильного завода.

История «Запорожца»

История «Запорожца» началась в 50-е, когда страна оправилась после ужасов войны. Стало ясно, что советские люди нуждаются не просто в качественном, но в первую очередь доступном автомобиле. Далеко не все могли позволить себе «Москвич» или «Волгу» — они считались несбыточной мечтой миллионов жителей СССР.

Производство первых малолитражных и малогабаритных автомобилей закипело в 1956-м, но не на Украине, а в России. Изначально машину для простого советского человека должны были изготавливать на Московском заводе малолитражных автомобилей. А называться она должна была «Москвич». В процессе работ выяснилось, что предприятие перегружено и производство переехало на Украину.

Будущие создатели «Запорожца» прошли стажировку на московском предприятии. А затем принялись за выпуск собственного автомобиля на заводе «Коммунар».

И ты, «Горбатый»

Первая серия «Запорожцев» вышла в 1961-м под названием ЗАЗ-965. Кузов машины закруглялся к бамперу, за что машину прозвали «Горбатым». Не секрет, что при его создании конструкторы вдохновлялись Fiat 600. В числе отличительных особенностей этой серии «Запорожца» было еще и наличие шильдика спереди и название на украинском языке с мягким знаком. Позже от этого отказались, указывая на кузове номер серийного производства.

«Горбатый» стал героем народного фольклора. Он обладал не по-советски комичным экстерьером. А из-за подвески с трудом преодолевал некоторые трудности русских дорог. Тем не менее народ его полюбил за миролюбивый внешний вид и простоту.

ЗАЗ-965 более известен как «Горбатый».ЗАЗ-965 более известен как «Горбатый». Фото:© РИА Новости / Ю. Дворянников

В 1963-м «Запорожец» появился в первой советской «пляжной» комедии» «Три плюс два». Чиновники изначально холодно отнеслись к картине. Им не понравилось, что на протяжении всего фильма его герои не делают ничего, кроме как отдыхают и плетут интриги. А на заднем плане красуется «Запорожец». Однако лента все же вышла в прокат, собрав около 30 миллионов зрителей.

Авто с «ушами»

В 1968-м ЗАЗ-965 сняли с производства. На его место пришла новая серия «Запорожцев» — ЗАЗ-966, стартовавшая за год ухода с конвейера старшего брата. Новая модель разительно отличалась от предшественника. Во-первых, у нее был двигатель на 40 л.с, во-вторых, — внешность. Предполагается, что и в этот раз советские конструкторы подсмотрели за работой иностранных коллег.

Дело в том, что у нового «Запорожца» по бокам располагались узнаваемые «ушки» для охлаждения двигателя. В это же время в дизайне японских и немецких машин присутствовали похожие элементы.

ЗАЗ-966 получил двигатель на 40 л.с и воздухозаборники для охлаждения двигателя.ЗАЗ-966 получил двигатель на 40 л.с и воздухозаборники для охлаждения двигателя. Фото:© РИА Новости / Д. Герман

«Запорожец» стал по-настоящему народным автомобилем. Известно также, что инвалиды Великой отечественной войны получали такой автомобиль с ручным управлением в безвозмездное пользование. Продать машину не могли — не имели на это права. По этой причине льготные «Запорожцы» частенько отдавали родственникам.

Конец эпохи

История «Запорожца» закончилась на ЗАЗ 968М. Эта модель вышла в 1972-м. У нее появились ремни безопасности и стоп-сигнал заднего хода. В 1979-м машина пережила рестайлинг. У нее исчезли «ушки», а на их место пришли небольшие отверстия в кузове. Новое воплощение классики советского автопрома получила среди народа нелестное прозвище — «мыльница».

Конструкторы аргументировали решение убрать «ушки» тем, что на ходу двигатель получает достаточное количество воздуха для охлаждения. Но не все автомобилисты оказались согласны с этим. На дорогах появились «Запорожцы» с приделанными к «жабрам» металлическими коробками.

«Таврия» и «Славута» стали последними культовыми машинами Запорожского автомобильного завода.«Таврия» и «Славута» стали последними культовыми машинами ЗАЗ. Фото:© РИА Новости / Дворный

ЗАЗ 968М выпускали на протяжении долгих 15 лет. Даже после развала СССР машины какое-то время находили своих хозяев среди ветеранов. В 1994-м «Запорожец» перестали выпускать. Следующие автомобили, собранные на заводе, имели другие названия: «Таврия» и «Славута».

«Таврия» и «Славута» вышли в последние годы существования СССР. Тогдашние автолюбители и представить себе не могли, что в скором времени в страну хлынут импортные товары, в числе которых будут не только продукты питания или одежда, но и машины. А посему «Таврия» по тем временам смотрелись достаточно современно и модно. Обе модели сняли с производства в 2011-м. Через семь лет завод начал процедуру банкротства. В 2022-м у предприятия появился шанс на возвращение былого величия.



Последние новости

13:17
12:55
12:42
12:39
12:27
12:22

Сейчас читают