25 лет без королевы людских сердец: за что весь мир полюбил принцессу Диану
Прошло 25 лет со дня трагической гибели принцессы Дианы
Фото: Zuma / ТАСС
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Среди версий о гибели принцессы Дианы — убийство агентами разведки и даже инсценировка собственной смерти.
Прошло 25 лет после трагической автокатастрофы и смерти принцессы Дианы, однако ее образ до сих пор продолжает волновать умы людей по всему миру, в особенности кинематографистов и кутюрье. Ее называли «Мэрилин Монро 80-х», и ведь правда, их судьбы похожи своей яркостью и трагичностью. Как и голливудская актриса, леди Ди жила чувствами и обладала подкупающей искренностью — и этим заслужила неофициальный титул «Королева людских сердец». Однако в жизни матери наследников британской короны было немало ошибок, которые привели ее к трагическому концу.
5-tv.ru вспоминает, какой была принцесса Уэльская при жизни и почему ее до сих пор любят во всем мире.
Трагически погибла в 36 лет
Жизнь самой популярной принцессы XX века оборвалась 31 августа 1997 года в страшной автокатастрофе. В ту роковую ночь Диана возвращалась с ужина в отеле Ritz в компании своего возлюбленного Доди аль-Файеда, сына египетского миллиардера. Они направлялись в парижскую квартиру, чтобы наутро вылететь из Ривьеры в Лондон. Их в черном Mercedes сопровождали водитель Анри Поль и телохранитель Тревор Рис-Джонс. Примерно в 00:23 автомобиль на скорости около 100 км/ч въехал в подземный туннель Альма, где его «подрезал» старенький белый Fiat Uno, который скрылся с места преступления. Из-за этого «Мерседес» потерял управление и врезался в бетонную колонну. Водитель и Доди погибли мгновенно. Когда же прибыли следователи и карета скорой помощи, Диану спасти не смогли. Единственным, кто выжил в аварии, оказался ее телохранитель.
«Это не несчастный случай, — во всеуслышание заявил Мохаммед Аль-Файед после того, как узнал о смерти своего сына Доди и его возлюбленной, принцессы Дианы. — Все было подстроено. И это было убийство».
До сих пор вокруг трагической гибели принцессы Дианы ходит множество конспирологических теорий. В действительности в деле о ее смерти много нестыковок в деталях, которые следствие намеренно упустило из внимания. Многие поклонники леди Ди уверены, что ее смерть была подстроена MI6 и членами королевской семьи, которые опасались ее импульсивного поведения. Скандальное интервью 1995 года, которое принцесса дала журналисту BBC, сильно скомпрометировало Виндзоров, поэтому о разводе Дианы с принцем Чарльзом ходатайствовала сама королева. Монаршая семья также опасалась, что Диана выйдет замуж за любовника-мусульманина (в прессе ходили слухи о ее беременности) — ведь тогда он стал бы отчимом наследников короны. По одной из самых неправдоподобных версий, принцесса Уэльская сама инсценировала собственную смерть, чтобы навсегда скрыться от глаз любопытной прессы.
Как бы то ни было, народная любовь к Диане не угасает до сих пор. Ее образами продолжают вдохновляться модные дома, а режиссеры не устают посвящать ей художественные фильмы, в которых они пытаются хотя бы немного постичь ее душу и приблизиться к тайне ее смерти. Так, например, в кино принцессу посчастливилось сыграть Наоми Уоттс в фильме «Диана: ее последняя любовь» Оливера Хиршбигеля, Джули Кокс — в картине «Влюбленная принцесса», а также Эмме Корин — в сериале «Корона» и Кристен Стюарт — в драме «Спенсер: Тайна принцессы Дианы» Пабло Ларраина.
Имела сложные отношения с родителями и воспитала брата
Детство Дианы Спенсер трудно назвать счастливым. Когда она появилась на свет, родители не скрывали своего разочарования, поскольку ожидали, что родится мальчик. Целую неделю они не могли придумать ей имя, пока не назвали девочку Дианой Фрэнсис. Еще за год до ее рождения ее мать Фрэнсис потеряла новорожденного мальчика и, видимо, не пережила утрату. Она даже всерьез спрашивала медперсонал, почему ей не везет с рождением сыновей.
«Родители очень хотели мальчика, а родилась опять девочка», — однажды с грустью поделилась Диана.
Когда у Спенсеров, наконец, родился сын Чарльз, мать не стала теплее относиться к дочери. После развода с графом Фрэнсис вышла замуж за любовника и больше не переступала порог их дома.
«У нас с Дианой было две старших сестры, которые вечно пропадали в школе, так что мы проводили много времени вместе, — рассказал ее брат Чарльз Спенсер в одном из интервью. — Наш отец был тихим и очень нас любил, а вот мать была не создана для воспитания детей».
В детстве у Дианы были хорошие отношения с сиблингами. Фактически, когда ее отец женился во второй раз, воспитание за младшим братом легло на Диану. Вместе они часто проказничали. Например, они устраивали шалости над нелюбимой мачехой или няней.
«Она была сестрой, которая нянчила меня, как ребенка, и следила за мной во время долгих поездок на поезде от отца к матери и обратно», — вспоминал ее брат.
Диана часто успокаивала Чарльза в моменты тревог, однако и сама часто нуждалась во внимании и поддержке. И хотя ей посчастливилось учиться в престижном пансионе в Норфолке и в школе в Швейцарии, девочка не могла это оценить, потому что знания не помогали ей решить семейные проблемы.
«У меня было несчастливое детство, — призналась она однажды. — Мои родители были заняты своими проблемами. Я помню, как отец влепил матери пощечину, а я заплакала и упала на пол… Мама часто плакала».
Работала няней до брака с принцем
Принцесса Диана стала первой королевской невестой, у которой до замужества была оплачиваемая работа. Вопреки распространенному мнению, у нее не было большого состояния, а пэрский титул, согласно британским законам, передавался по мужской линии, поэтому все, что ей оставалось — это удачно выйти замуж. Молодая девушка мечтала о свадьбе, но вряд ли она могла подумать, что ее женихом станет принц Чарльз Уэльский.
Природная стеснительность помешала ей сдать выпускные экзамены в школе и едва вытянуть один семестр в колледже. Однако девушка бралась за любую работу, на которой, впрочем, долго задержаться на ней у нее не получалось. Она убиралась за плату у старшей сестры и некоторых ее знакомых, помогала в организации вечеринок, преподавала танцы для подростков, работала няней у экспатов из США по фамилии Робертсон, а также помощницей учителя в школе и в детском саду.
Разочаровалась в любви
История Дианы Спенсер могла бы стать сказкой о Золушке, однако жизнь распорядилась иначе — ее отношения с будущим супругом нельзя назвать простыми.
«Я не могла поверить, какие все были холодные в этом доме. Я думала, дело в одном, а на самом деле происходило другое… Ложь и обман!» — восклицала она.
Когда принц Чарльз встретил Диану, он уже был безнадежно влюблен в Камиллу Паркер Боулз, состоявшую на тот момент в браке. Чтобы забыть о ней, он послушался повеления своего отца Филиппа жениться на 19-летней Диане, которую тогда активно продвигал королевский двор. До замужества будущие супруги виделись от силы двенадцать раз (и то не наедине).
Сам Чарльз был удивлен, что Диана без раздумий согласилась принять его предложение, но ради невесты он прекратил отношения с любовницей. Однако, как оказалось, одного желания было мало: у пары не было общих интересов. Диана не могла похвастаться образованностью и в целом не стремилась подчеркнуть свой новый титул — ей хотелось оставаться близкой к народу. Чарльз, который был старше избранницы на 13 лет, не мог поддержать с ней разговор, поскольку у них были разные хобби, привычки и ценности. Когда на горизонте снова появилась Камилла, он возобновил их тайную связь, которая больно ранила его молодую жену.
«Первое, что ранило меня — мой (будущий) муж отправил Камилле Паркер Боулз цветы, когда она заболела менингитом: „Для Глэдис от Фрэда“ (так они называли друг друга в целях конспирации)», — вспоминала Диана Спенсер.
В другой раз на ее глаза попался браслет с инициалами CC (первые буквы имени Чарльза и Камиллы). Подобные мелочи настолько выводили из себя Диану, что она даже отказалась носить вещи Chanel из-за переплетения двух этих букв.
Даже рождение двух сыновей Уильяма и Гарри не помогло ей удержать супруга.
«Уильям и Гарри — единственные мужчины в моей жизни, которые не подвели меня», — позже говорила мать наследников Великобритании.
Нарушала королевский протокол
Узнав об изменах мужа, Диана пустилась во все тяжкие. Она проявляла чувства на людях, не скрывала ревности к сопернице. На публичных мероприятиях ее поведение часто было грани скандала. Так, однажды она отправилась со своим другом Фредди Меркьюри в гей-клуб, из-за чего оказалась на обложках таблоидов.
Кроме того, она регулярно нарушала королевский протокол, поэтому та поддержка, которую она имела вначале со стороны семьи Чарльза, сменилась вечной критикой и холодностью. Жажда любви и внимания толкала ее на необдуманные поступки. Например, она инсценировала падение с лестницы во время беременности, чтобы почувствовать заботу мужа. Однако все ее попытки добиться любви вызывали только отторжение у Чарльза.
Принцесса часто страдала от депрессии и булимии, иногда она наносила себе физические увечья, чтобы заглушить обиду и боль. После откровенного интервью Чарльза, в котором он признается в своей любовной связи с Камиллой, Диана поразила прессу своим эффектным появлением в неподобающе открытом коктейльном платье Christina Stambolian, которое вошло в историю как «платье мести».
Изменяла будущему королю
Когда Диана поняла, что сердце принца ей не никогда не будет принадлежать, она последовала его примеру и стала заводить связи на стороне. Причем статус ее любовников, среди которых были конюхи, водители, телохранители и офицеры, считался унизительным не столько для самой Дианы, сколько для будущего короля Чарльза. Когда же у Дианы появился рыжеволосый любовник, инструктор по верховой езде Джеймс Хьюитт, в обществе появились слухи о том, что якобы Гарри был рожден не от мужа. В доказательство пресса публиковала фото с заголовками, в которых читателям самим предлагали решить, на кого похож ее сын. Считается, что Виндзоры даже сделали ДНК-тест, чтобы развеять сомнения.
Была любимицей народа и светской хроники
Компенсировать неудачи в семье Диане помогало общение со знаменитостями. Скромное поведение сменилось желанием привлекать внимание публики — и ей это отлично удавалось. Одной из ее эпатажных выходок стало выступление на сцене Ковент-Гардена в паре со знаменитым танцовщиком балета Уэйном Слипом. Диана всегда была неравнодушна к танцам, поэтому свой номер она решила преподнести Чарльзу в качестве подарка на его день рождения. Однако принц не оценил этот жест, хотя бы потому, что принцессе удалось перетянуть на себя внимание, которое должно было быть обращено к нему. К тому же, его жена выступала в непозволительно откровенном платье.
«Любовь всей моей жизни — это танцы. Чечетка, современные танцы, балет, джаз. А еще я люблю петь, но слушать, как я пою, невозможно, так же, впрочем, как и смотреть на то, как я танцую. Танцую я, как слон. Поэтому никто на меня и не смотрит», — шутила принцесса.
Второй знаменитый выход случился на приеме в Белом доме, где она станцевала рок-н-ролл с Джоном Траволта. В то время как народ и пресса ликовали от подобных проделок монаршей особы, ее муж и принимавшие их в гостях чета Рейганов были не рады, что она снова затмила всех своим великолепным появлением.
Любила моду и была признана иконой стиля
С точки зрения королевского дресс-кода, стиль принцессы Уэльской нередко вызывал недоумение. Порой она надевала вещи с несочетаемыми цветами, чересчур откровенные и помпезные, а иногда, напротив, слишком простые и не подобающие статусу матери наследников короны. Например, Диана любила гулять с Уильямом и Гарри по парку аттракционов в худи с Микки Маусом и коротких шортах. Сегодня ее облик кажется привычным, однако в 1980-е годы подчеркнуто демократичный стиль принцессы становился поводом для критики в венценосной семье. Сама Диана до замужества не придавала большого значения одежде, однако потом титул и внимание прессы обязывало ее уделять гардеробу большее внимание. И хотя среди ее друзей были известные кутюрье, стилисты и модные эксперты вроде редактора британского Vogue Анны Харви, принцесса часто пренебрегала их советами, добавляя собственные детали.
«Я не живу по правилам. Я руководствуюсь сердцем, не головой», — объясняла Диана свои поступки.
Если проследить эволюцию ее стиля, то можно заметить, что в начале семейной жизни с Чарльзом Диана старалась больше одеваться, как принцесса — в пышные платья Bellville Sassoon с оборками, бантиками и рюшами. На голове у нее красовалась диадема, на шее — чокер или любимый ею жемчуг, а в ушах и на пальцах чаще всего сверкали сапфиры, подчеркивающие синеву ее глаз. Позднее среди фасонов ее вечерних туалетов можно было часто увидеть платья с открытыми плечами и «рыбьим хвостом». В демисезонную погоду принцесса Уэльская носила кофты с яркими воротниками, джинсы на высокой посадке, пиджаки и пальто с объемными плечами. В последние годы пребывания в статусе монаршей особы Диана чаще станет одеваться на официальные мероприятия в тотал-лук и в платья в горошек.
«Я очень любила своего супруга, хотела все делить с ним и думала, что мы с ним — одна команда. Однако в браке нас было трое, а я не люблю толпы», — с горечью признавалась она.
Была гуманистом и занималась благотворительностью
Принцесса Диана беседует с медсестрами в Тушинской детской больнице, 16 июня 1995 года.
Леди Ди никогда не считала себя политиком: для нее была немыслима холодность и дистанция в общении с людьми. Себя она считала единственным человеком в королевской семье, который способен вести диалог с народом, интересоваться его судьбами. В период эпидемии СПИДа, когда больные фактически были изгоями общества, Диана демонстративно здоровалась с ними за руку, показывая свою поддержку. Это имело свой «магический эффект». Ведь если сама принцесса не боится заразиться, то опасности никакой нет. Мать наследников престола делала щедрые пожертвования благотворительным фондам, оказывающих помощь ВИЧ-инфицированным, беженцам, бездомным, больным проказой и другими тяжелыми заболеваниями.
«СПИД не делает человека опасным для окружающих, это важно знать. Вы спокойно можете пожимать им руку и обнимать их. Им так нужны эти объятия», — заявляла она.
Диана часто оказывала гуманитарную помощь нуждающимся в Индии, Зимбабве, Непале и других странах. Она не боялась заходить в ночлежки и хосписы. Во время своей поездки в Анголу в 1997 году жена Чарльза использовала свое влияние и популярность в прессе, чтобы помочь пострадавшим от противопехотных мин, на которые часто подрывалось местное население и даже маленькие дети.
«Ничто не доставляет мне большего счастья, чем пытаться помочь наиболее уязвимым людям в обществе. Это цель и существенная часть моей жизни — своего рода судьба. Те, кто находится в бедственном положении, могут позвонить мне. Я прибегу, где бы они ни были», — обещала Диана.
В 1995 году она также побывала в Москве, где планировала расширить сотрудничество в медицинской сфере между Россией и Великобританией. Во время поездки она пообщалась с маленькими пациентами в Тушинской детской больнице.
Где бы ни была принцесса Уэльская, она ни для кого не жалела добрых слов, объятий и человеческого тепла.
80%
0.11 106.14
0.30