Чудак, самоучка и отец космонавтики: изобретения Константина Циолковского
Россия празднует 165 лет со дня рождения Константина Циолковского
Фото: © РИА Новости / Екатерина Чеснокова
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Разработки ученого не были оценены в его время, однако сейчас смелые идеи изобретателя стали частью нашей жизни.
Современники называли российского и советского ученого, занимавшегося разработками в области космоса, Константина Эдуардовича Циолковского чудаком, а сам он говорил о себе как о «гражданине Вселенной» и всю жизнь мечтал о покорении неба.
К 165-летию Константина Циолковского 5-tv.ru расскажет о разработках ученого, которые опередили время.
Ученый-самоучка
Костя Циолковский (будущий основоположник теории межпланетных сообщений, автор крупнейших открытий в ракетной технике.). Рязань, 1864 год
Константин Эдуардович Циолковский родился 17 сентября 1857 года в селе Ижевское Рязанской губернии. В десять лет мальчик тяжело заболел скарлатиной. Осложнением болезни стала большая потеря слуха. Учителя в гимназии, где учился Константин, не хотели войти в положение особенного ученика, и мальчика исключили за неуспеваемость. Но на помощь Циолковскому пришли книги. По ним он смог изучить все, что его интересовало.
Заметив интерес сына к техническим наукам, отец отправил его в Москву. Он думал, что Константин поступит в ремесленное училище, однако тугоухость не дала ему сделать это. В столице будущий ученый экономил на всем, чтобы тратить больше денег на книги и необходимые детали для изобретений. Несмотря на неоконченное образование, Константин Циолковский создал многое из того, что сейчас кажется обыденным.
Дирижабль Циолковского
Основной темой исследований Циолковского стало покорение неба. Одним из первых его изобретений в этой области стал проект дирижабля с тонкой металлической оболочкой и гофрированными боковинами.
Циолковский за испытанием модели цельнометаллического дирижабля, 1924 год.
В отличие от других аэростатов того времени, этот аппарат должен был быть фантастических размеров. Его объем, рассчитанный Циолковским, составлял 500 тысяч кубических метров, что в разы превышало разработки других ученых. Наполнять полость дирижабля ученый планировал не водородом, как было принято в то время, а нагретым воздухом, что существенно сэкономило бы затраты на создание конструкции.
За помощью в реализации проекта Циолковский обратился в Генеральный штаб русской армии, но там ему отказали в средствах. Только в 1931-м, за несколько лет до смерти гениального ученого, советские конструкторы решили построить «дирижабль Циолковского», но выполнить задачу не смогли из-за низкого технического уровня предприятия. Позднее физики выяснили, что создать действующий аэростат по схемам ученого вполне реально.
Прообраз самолета
Модель аэроплана по чертежам Константина Эдуардовича Циолковского (проект 1895 г.).
Циолковский не сдавался и создавал проекты все новых летательных аппаратов. Следующей его разработкой стал моноплан, предшественник самолета. Мысль Циолковского опередила появление летательного аппарата братьев Райт. Первые американские авиаконструкторы продемонстрировали свое изобретение только в 1903-м, а русский ученый описал его почти за десять лет до этого — в 1894-м.
В статье «Аэростат или птицеподобная (авиационная) летательная машина» Константин Циолковский впервые дал подробные описания, расчеты и чертежи цельнометаллического моноплана с толстым изогнутым крылом, а также заявил о необходимости улучшения обтекаемости фюзеляжа. Но российская наука не приняла разработку всерьез. Задумываться о создании отечественной авиации стали только перед Первой мировой войной, но и тогда конструкторы пользовались зарубежными разработками.
Аэротруба и поезд на воздушной подушке
Первый вариант аэродинамической трубы, созданный в 1897 году.
Гений Циолковского придумывал и другие способы оттолкнуть человека и привычные для него вещи от земли. Так, в своей лаборатории он создал первую аэродинамическую трубу. Эта конструкция была предназначена для демонстрации воздействия среды на движущиеся в ней объекты. По авторской схеме ученого в 1902-м аэродинамическая труба появилась в механическом кабинете Московского университета.
В 1927-м русский ученый пошел еще дальше и описал поезд, способный двигаться на воздушной подушке. Согласно расчетам Константина Циолковского, трение можно уничтожить избытком воздуха, находящимся между полом вагона поезда и плотно прилегающим к нему железнодорожным полотном. Для получения такого результата корпус поезда должен быть обтекаемым, напоминать «форму птицы или рыбы».
Своей разработкой Циолковский предугадал, как будут выглядеть в будущем сверхскоростные поезда. Конструкции, описанные гением, в наше время вполне реальны. Поезда, парящие над рельсами, можно увидеть в Японии, Китае и Южной Корее, только там составы удерживает не воздух, а магнитная подушка.
Ракеты и лифт в космос
Гравюра "Константин Циолковский". Иллюстрация к теме "История СССР в картинках".
Главным изобретением великого ученого стали многоступенчатые ракеты. Циолковский первым почти за четверть века до появления подобных конструкций в СССР предположил, что, благодаря такому принципу, к моменту отсоединения последней ступени аппарат наберет достаточную скорость для выхода в космос.
Самым удивительным способом доставки человека на орбиту, придуманным русским ученым, стал проект космического лифта. Циолковский разработал его в 1895-м. По задумке ученого, это должна была быть башня в 35 тысяч километров с верхушкой, движущейся со скоростью 11 километров в секунду. Позже такую скорость окрестили второй космической, ее придают аппаратам, совершающим межпланетные полеты.
Циолковский на Луне
Репродукция портрета К.Э. Циолковского художника Владимира Петровича Любимова. Масло, 1932 год. Дом-музей Константина Эдуардовича Циолковского.
Ученый считал, что человек рано или поздно выйдет за пределы Земли. Свои взгляды Циолковский описывал в литературных научно-фантастических трудах. Так, в 1887-м он опубликовал повесть «На Луне», где «увидел» рельеф спутника Земли, а также описал вид Солнца и Земли с поверхности космического объекта, которые соответствуют сегодняшним данным.
В память об отце космонавтики именем Константина Циолковского назван кратер на обратной стороне Луны.
86%
0.19 105.81
0.08