Создал шедевр, спасая бюджет «Мосфильма»: как Тарковский снимал «Иваново детство»

«Иваново детство» Тарковского стало первым для СССР фильмом, получившим высшую награду Венецианского кинофестиваля. Однако изначально ленту должен был снимать другой режиссер.

Как снимали «Иваново детство»

Фото: Кадр из к/ф «Иваново детство», реж. Андрей Тарковский, 1962 г.

«Иваново детство» — первый полнометражный фильм режиссера Андрея Тарковского. Он рассказывает о подростке-Ване — разведчике в тылу врагов-фашистов, потерявшим на войне своих родителей.

Кинокартина получила больше 15 наград, среди них: главный приз Венецианского кинофестиваля за лучший фильм, «Золотые ворота» Международного кинофестиваля в Сан-Франциско за лучшую режиссуру, «Золотую голову Паленке» в Акапулько и «Золотые ворота» в Монреале.

О том, как снимали культовую военную драму, читайте в материале Пятого канала.

Чтобы не лишить «Мосфильм» премии

Фото: © РИА Новости/Александр Макаров

Андрей Тарковский был не первым режиссером, работавшим над фильмом. В основу сюжета легла повесть Владимира Богомолова «Иван» 1957 года.

Половина первого фильма вышла слишком реалистичной и жестокой, показывающей, что война и смерть в жизни 12-летнего подростка — это обыденность. От выпуска кинокартины решили отказаться и кинодраматург Михаил Папава, и режиссер Эдуард Абалов, и сам Богомолов.

Однако «Мосфильму» нужно было отработать бюджет, иначе множество работников к концу года могли остаться без премии из-за невыполненного годового плана. Так как все гонорары уже были выплачены, то начались поиски начинающего и непритязательного режиссера, который готов был бы переснять картину буквально «за еду». Оператор Вадим Юсов вспомнил никому тогда неизвестного 29-летнему Тарковского, с которым он снимал дипломную короткометражку.

Из реальности в царство Морфея

Фото: ТАСС

Первым делом Тарковский принялся переписывать сценарий, взяв за основу не уже существующий, а оригинальную повесть. Его мало интересовала так любимая Богомоловым героика и чрезмерно реалистичное отображение войны, из-за которых он часто ругался с другими режиссерами и закрывал производство экранизаций его произведений.

Начинающий режиссер посчитал, что в сюжете стоит сыграть на контрасте войны и детством, в котором ее нет места. Которое должно быть легким и беззаботным. Потому в центр картины встали сны Ивана и пауза между разведками. Сценарий был переписан всего за две недели, соавтором стал друг Тарковского — будущий режиссер Андрей Кончаловкий, которому так и не нашлось места в титрах.

Локацией для съемок в 1961 году стал берег Днепра близ Канева — именно те места, где происходили события в повести Богомолова. Тарковский отказался снимать в павильоне, ему нужна была натура — туманная, пастельная, с яркими природными контрастами.

Художник Евгений Черняев выжег часть берега, чтобы акцентировать внимание на разрушенном внутреннем мире Ивана. А фоном, как и хотел Тарковский, стал затопленный мертвый лес, имитирующий поле боя. Единственный эпизод был снят в другой локации — «вальс жизни» капитана Холина и медсестры Маши. Для создания этой картины съемочная группа отправилась в подмосковную березовую рощу.

Многие кадры в «Ивановом детстве» выглядят очень современно — притом, что в те времена еще не было дронов и другой вспомогательной операторской техники. В этом выражен невероятный труд оператора Юсова — для съемок он даже создавал собственные инженерные конструкции, чтобы запечатлевать происходящее во всех нужных ему и Тарковскому ракурсах.

Полз по осенним болотам

Кадр из к/ф «Иваново детство», реж. Андрей Тарковский, 1962 г.

Главная роль в «Ивановом детстве» досталась 14-летнему Николаю Бурляеву. Его Тарковскому порекомендовал Кончаловкий, уже снявший подростка в своей короткометражке «Мальчик и голубь». Сам Кончаловский встретил Колю случайно, на улице — и сразу же решил отдать ему главную роль в своем фильме.

Чтобы проверить талант Бурляева, режиссер устроил ему непростые пробы. Юный Коля проходил их шесть раз, и каждый раз ему казалось, что он не прошел — хотя Тарковский заочно утвердил его на роль еще после первых. Но сам Николай вспоминает Тарковского с теплотой, и считает, что в фильме играл именно его — его жесткость, энергию, использовал его жестикуляцию и мимику.

На съемках начинающему актеру пришлось непросто: Тарковский требовал максимальной натуральности. Потому 14-летнему Бурляеву в марте пришлось ползти в холодных осенних болотах, лежать в ледяных мартовских лужах и грязи, в одежде и ботинках переплыть Днепр — и это в холодном дождливом ноябре… Для него, как и для других актеров, сшили гидроштаны из целлофана, но они не спасали, так как вода просачиваль сквозь швы. В холодной болотной воде порой приходилось стоять весь день — удивительно, что юный Коля не заболел.

Бурляев, вспоминая этот холод, вспомнил и неожиданный совет оператора — помочиться в штаны, чтобы согреться, как тот якобы делал в армии. Конечно, это не помогло.

Во время съемок Николаю Бурляеву было тяжело не только из-за условий. Начинающий актер еще не умел плакать «на заказ»… для одной сцены он настраивался четыре часа, но расплакаться смог только от поддержки и сочувствия Тарковского, который обнял его и предлагал отменить съемки эпизода. Тут-то Коля и заплакал — но исключительно от жалости к самому себе.

Вместо Высоцкого взяли студента ВГИКа

Кадр из к/ф «Иваново детство», реж. Андрей Тарковский, 1962 г.

Роль матери Ивана Бондарева отдали жене Тарковского — Ирме Рауш. А вот его наставника капитана Зубкова изначально должен был сыграть Владимир Высоцкий, который успешно прошел пробы — однако на роль его не утвердили. Вместо него играть капитана взяли студента ВГИКа Евгения Жарикова.

А его возлюбленную, медсестру Машу, сыграла выпускница театрального института имени Бориса Щукина — Валентина Малявина. Изначально она шла на пробы «Войны и мира» Бондарчука, но там ее заметили ассистенты Тарковского и тут же пригласили на пробы в «Иваново детство».

Цель у Малявиной была не просто в том, чтобы сыграть любовь — ее героиня должна была дополнить идею неподходящей детству войне, так как сама была вчерашним подростком.

Роль подполковника Грязнова же досталась 40-летнему Николаю Гринько.

Эссе от Сартра

Фото: © РИА Новости / Ю. Вишневский

Премьера «Иванова детства» прошла 9 мая 1962 года. Фильм, который изначально должен был просто закрыть дыру в бюджете, быстро признали мировым шедевром. Министерство культуры СССР отправило кинокартину на Венецианский кинофестиваль, где она сразу же стала фаворитом и получила главную награду — при этом став первым русским фильмом, удостоенным «Золотого льва».

Тепло и ярко о фильме отозвались критики и журналисты многих стран. И даже известнейший представитель экзистенциальной философии Жан Поль Сартр написал развернутое письмо-эссе Марио Аликате — редактору итальянской газеты L'Unità. Перед этим он ездил на премьеру фильма в Москву и даже лично общался с Андреем Тарковским.

«В этом смысле фильм Тарковского кажется мне специфически русским. Его техническая манера, сама по себе оригинальная, несомненно, русская. Здесь, на Западе, мы сумели оценить стремительный мир Годара и медлительность Антониони (культовые режиссеры своего времени — прим. ред.). Но нам в новинку сочетание этих двух скоростей у постановщика, который не черпает вдохновения в произведениях ни того, ни другого автора. Режиссер передает военное время в его невыносимой медлительности и в том же фильме перескакивает из эпохи в эпоху (я имею в виду, в частности, восхитительный контраст двух планов реки и Рейхстага), отказывается развивать сюжетные линии, чтобы вернуться к ним в другой момент или в минуту их смерти. Но не это противопоставление ритмов придает фильму его специфический характер с социальной точки зрения», — писал Сартр.

Фильм «Иваново детство» до сих пор входит в программу обучения множества вузов мира. При этом сам Тарковский уже в 1970-х признался, что не считал киноленту удачной, и ему за нее даже было стыдно, так как она слишком претенциозна. Однако она ему все равно дорога — как его первая самостоятельная работа.



Последние новости

23:45
23:32
23:25
23:12
22:52
22:32

Сейчас читают