Опасны дли колонки в квартирах? Какие газовые плиты лучше ставить в квартирах? Почему в общежитиях плиты на ночь выключают? Взрывы бытового газа сегодня происходят в любом городе России. Как обезопасить себя?
В нашей программе принимают участие:
- генеральный директор Ленгазэксплуатации Сергей Васильевич Щетинин;
- заместитель руководителя Московского межрегионального территориального управления Ростехнадзор Виктор Иванович Косолапов;
- начальник отдела по надзору за оборудованием газового хозяйства Московского межрегионального территориального управления Ростехнадзор Владимир Александрович Аканов;
- вице-президент Российского газового общества Олег Фёдорович Жирин.
Видеосюжет о трагическом случае в Тюмени и статистике, связанной со взрывами бытового газа.
Ника:
Я добавлю, что по данным МЧС количество взрывов по стране и количество погибших увеличилось на 100%. Сергей Васильевич, газ всегда был так опасен? Или появилась новая проблема, и аварийность повысилась?
Щетинин Сергей Васильевич:
Нет, газ всегда был опасен. И всегда были определённые нормы, как эксплуатировать оборудование, которое используется. Основной причиной происходящих взрывов остаётся человеческий фактор. Ещё в 90-х годах не забывали о правилах пользования газом в быту для населения. Проводились рекламные акции, обучение жителей пользованию газовыми приборами. Сегодня всё это то ли утратилось, то ли люди стали халатно относиться. Переход жилья в частную собственность, работа на внутренних квартирных газовых сетях без привлечения специализированных организаций, с целью удешевления затрат – все это приводит к некачественным работам, и, как следствие – к трагедиям.
Ника:
Виктор Иванович, если поделить ответственность? Мы прекрасно понимаем, что можно говорить о человеческом факторе, но есть виновные как со стороны пользователей газа, так и со стороны тех, кто должен следить, чтобы всё было в порядке. Можно хотя бы на глазок в процентах поделить ответственность за эти аварийные случаи: 50% на 50% или 20% на 80%?
Косолапов Виктор Иванович:
Я готов согласиться с Сергеем Васильевичем, что в первую очередь, это человеческий фактор. Наверное, где-то на две трети, а одна треть – всё-таки изношенность оборудования.
Ника:
То есть, кому мы должны сегодня больше пенять – пользователям или организациям, которые должны как-то следить и проводить профилактику?
Косолапов Виктор Иванович:
Я полагаю, что пенять здесь не главное. Нужно определить проблему, пути решения, поставить задачи, цели и добиваться. Наказать мы всегда успеем.
Ника:
Владимир Александрович, как Вам кажется, о чём сегодня люди забывают? Вот есть что-то, что Вы поставили на первое место по важности?
Аканов Владимир Александрович:
Элементарные вещи, такие как, например, соблюдение инструкции по пользованию газом в быту. Сейчас появился новый вариант. И это доступно каждому пользователю.
Ника:
Мы бы рады, да где бы её почитать, эту инструкцию?
Аканов Владимир Александрович:
Это очень легко. Ее по почте отправляют, еще есть кабельное телевидение в Москве.
Ника:
Мы рады за Москву. Надеюсь, жители других мест сегодня узнают из нашей программы какие-то пункты этой инструкции.
Вопрос телезрителя:
Я – журналист на пенсии. Пенсия – 3900, включая компенсацию за лекарства. Плите – 37 лет. Мастер осматривая в прошлом году, сказал, что здесь печати негде ставить за «качество» Как мне быть, имея такую пенсию, я, естественно, опасаюсь за безопасность. Квартира приватизирована, Кто может помочь в этой ситуации?
Вопрос телезрителя:
В нашей стране пенсионеры не смогут поднять тревогу в случае необходимости. Есть проблема изношенности оборудования, но если учесть, что пенсионеры ездят за 5 рублей в другой конец города, лишь бы не ремонтировать, то, естественно, они не скажут, что у них изношенное оборудование, чтобы не платить за ремонт. За 10 лет газ подорожал в 10 раз. Та вот мне кажется, что в эту сумму надо включить бесплатный ремонт, будет меньше взрывов.
Вопрос телезрителя:
Я живу в Невском районе, у нас трубы газовые проходят вдоль дома. Я вызвала мастера, он говорит, да, действительно, пахнет газом. И посоветовал чаще открывать форточку. Как нам быть?
Вопрос телезрителя:
Мои родители живут в Московской области. Они пенсионеры, столкнулись с чиновничьим беспределом. Квартира у них полностью газифицирована, но они захотели сделать себе горячую воду, Установили колонку. У них даже отапливается квартира с помощью газа. Собрали все документы. Так для того, чтобы принять их к рассмотрению на установление колонки, им предложили заплатить 5 000 рублей, чтобы сделать быстро, вне очереди. Это только, чтобы принять документы на рассмотрение.
Щетинин Сергей Васильевич:
Что касается замены газового оборудования, плит, вопрос пенсионеров, малоимущих, то здесь вопрос приоритета в очереди, участники войны, ветераны. Но любой может, вызвав нашего специалиста, который составит соответствующий акт о состоянии оборудования, с этим актом подать документы на жилищный комитет, который формирует адресные программы по замене. В прошлом году было заменено оборудования на 147 миллионов, в этом году – примерно, на 190 миллионов.
Ника:
Виктор Иванович, кто должен менять газовое оборудование, которое стоит в домах: плиты, колонки, – мы сами?
Косолапов Виктор Иванович:
Существует план по замене газового оборудования. Он составлен в 2004 году. Ежегодно должно меняться 24 000 плит в Москве. К сожалению, этот план не всегда выполнялся. В 2007 году Мосгаз смог заменить только 11 000 плит, но на 2008 год в плане стоит 23 000. Это бесплатно.
Ника:
Это не только пенсионерам, а для всех категорий, да?
Косолапов Виктор Иванович:
Если выработан ресурс до 16 лет – это для всех.
Ника:
Реально такое сделать на уровне страны? Мне кажется, нет.
Щетинин Сергей Васильевич:
Что касается вопроса о включении стоимости плит в стоимость газа, это должно входить скорее в стоимость обслуживания.
Ника:
Прокомментируйте вопрос из Одинцовского района о запахе газа. Люди часто тревожатся, они почувствовали запах газа, им надо поменять старую колонку или ещё что-то. У нас недавно в Василеостровском районе был пример, когда пришли и предложили хозяевам заплатить 12 000, и готовы были тотчас всё поменять. И люди, конечно, не будут ничего менять. Вот проблема. Как с этим бороться?
Аканов Владимир Александрович:
Для того, чтобы заменить оборудование необходимо изготовить проект, а он стоит денег. Соответственно вытекает, что какие-то деньги приходится платить.
Ника:
Подождите, уточним. Заменить оборудование – т.е. мы старую колонку сняли, а новую поставили, и нужен на это проект?
Аканов Владимир Александрович:
Нет. В принципе ремонтные работы не входят в стоимость, и приходится платить, выставляет счёт Мосгаз или Ленгаз.
Ника:
Вы все – профессионалы. Когда что-то происходит с газом –это очень опасно. Люди бы и рады что-то поменять, но постоянно попадают на деньги, и люди не торопятся звонить. Как можно помочь людям обезопасить их жизнь?
Аканов Владимир Александрович:
Здесь надо, конечно, принимать какие-то кардинальные меры. Ремонтные работы должны входить в стоимость абонентской платы за газ. Тогда ситуация стала бы лучше.
Щетинин Сергей Васильевич:
Согласен, но дело в том, что ремонтные работы, я не имею в виду капитальный ремонт, то это входит в стоимость. Капитальный ремонт – это уже отдельная работа, полная замена газового оборудования, дорогостоящая работа.
Вопрос телезрителя:
Хотелось бы знать, существует служба « 04», она платная? И как туда обратиться?
Ника:
И в каких случаях туда звонить. Это похоже на «03»?
Щетинин Сергей Васильевич:
«04» - это аварийная газовая служба: если пахнет газом, если пахнет на лестнице, даже если почувствовали запах на улице, проходя мимо колодца. Это бесплатно.
Интернет-вопрос:
Пришёл вопрос от Айгуль, которая говорит, что исходя из разговора, видно, что нельзя отдавать дома под полный контроль собственников. Ведь если бы мы отвечали только за свою квартиру. Не можем же мы отвечать за безопасность во всех квартирах, а взлетают на воздух сразу несколько.
Интернет-вопрос:
Не могу в течение нескольких недель найти организацию, которая провела бы экспертизу газовой колонки: купили явно с заводским браком, проверить негде, что делать?
Интернет-вопрос:
Это очень опасная тема, которая возникает у нас в стране, всегда виноваты люди, а государство брать на себя ответственность не хочет. Обычный человек просто не в состоянии отвечать за исправность газового оборудования в своём доме.
Ника:
Вот эта новая серьёзная проблема: теперь собственники, создавшие ТСЖ или у кого ЖСК, должны напрямую заключать договора на обслуживание, так?
Щетинин Сергей Васильевич:
ТСЖ, да.
Косолапов Виктор Иванович:
Проблема есть. К счастью, с муниципальными домами мы эту проблему решаем Правительство Москвы выделяет средства и для ремонта, и для замены. ТСЖ И ЖСК, к сожалению, договоры с Мосгазом не заключили, причём сами ТСЖ. Мы не можем их заставить, всё зависит от позиции руководства ТСЖ.
Ника:
Если они не заключили договор, получается, они сидят на пороховой бочке. Обязать их нельзя.
Щетинин Сергей Васильевич:
Драматизировать не нужно, потому что жильцы также могут в случае необходимости позвонить по «04», и мы приедем и произведём необходимые работы. Зачастую мы просто отключаем газовый стояк, а потом его включить – это целая история: нужно, чтобы руководитель ТСЖ обратился к нам или в специализированную организацию за устранением неисправностей. После этого мы подключаем стояк. Жильцы же отвечают за то оборудование, которое они используют, потому что внутридомовое оборудование общего пользования под контролем организации, с которой заключён договор. Как только вышло постановление о передаче имущества собственникам, сразу был разработан договор совместно с комитетом по энергетике. Мы усиленно стали заключать эти договора, месяц мы обслуживали вообще без договоров.
Ника:
Вспомним вопрос о том, что пахнет газом и совет насчёт форточки. Это нормально, когда на заявление, что газом пахнет, советуют открыть форточку?
Щетинин Сергей Васильевич:
Нет, это ненормально. Проветривать нужно, но если газом пахнет, значит, должны приехать.
Ника:
Т.Е. при нормально работающем оборудовании газом не должно пахнуть никогда. А что можно сказать про экспертизу газовой колонки?
Аканов Владимир Александрович:
У нас существует масса экспертных организаций, они имеют соответствующую лицензию. Можно обратиться в местный орган Ростехнадзора.
Ника:
Это дорого?
Аканов Владимир Александрович:
На техническое устройство обычно делает завод – изготовитель. Я не знаю случаев, чтобы просили провести диагностику внутридомового газового оборудования.
Ника:
К нам подключается эксперт, вице-президент Российского газового общества Олег Фёдорович Жирин.
Жирин Олег Фёдорович:
Газовые службы сегодня только в Москве и в Московской области имеют источник для обслуживания общего оборудования жилых помещений. Все остальные с 2003-го года, когда ввели ЖК, не имеет источника для того, чтобы обслуживать и внутридомовое оборудование, и общие коммуникации жилого дома. Единственно, что могут сделать службы «04» - это отключить дом. Кроме того, эти объекты исключены из закона о лицензировании. И практически сегодня может обслуживать любая организация, которая даже и представления не имеет о том, что газ обладает всеми признаками оружия: взрывается, удушает и горит. Коммунальщики запутали всё так, что никто не может точно сказать, что же такое коммунальная услуга. А вот плату за обслуживание дома взимают, какая-то кампания, которая стала посредником между производителями ресурса, его поставщиками, транспортными организациями и жильцами. Ситуация страшная, взрывы домов нарастают. Лакировать события здесь не надо, наоборот, надо будоражить общественное мнение. Законодатели сегодня делали серьёзную ошибку, надо немедленно исправлять Жилищный Кодекс.
Ника:
Насколько я знаю, скоро в Госдуму будет внесён новый технический регламент по безопасности внутридомового газового оборудования. Что Вы об этом знаете?
Жирин Олег Фёдорович:
Когда нет никаких других инструментов на законодательном уровне, чтобы как-то вернуться к обслуживанию инженерных коммуникаций и внутридомового оборудования, естественно, это положительный шаг. А над законом этим работают Межрегионгаз, Облгазы, и уже проходит пятое обсуждение на экспертном совете Российского газового общества. Но этот закон – не панацея. Есть выше законодательный акт - Жилищный Кодекс. Единственно, что удалось сделать в прошлом году – это остановить обязательное внедрение управляющих кампаний, которое устанавливалось прямо на законодательном уровне. Но остановили-то до середины лета, а там опять начнётся неразбериха. Замены газового оборудования, особенно внутридомового, источника нет. Даже на совещании в Правительстве, которое прошло под председательством Зубкова, где были предложены меры – использовать для этого средства фонда ЖКХ, там 240 миллиардов по этому фонду. Там нет речи о внутридомовом газовом оборудовании, там есть только общие коммуникации общего пользования. Значит, опять надо закон менять.
Ника:
Если обсудить страшную статистику взрывов и смертей, основная причина этого? Люди сами виноваты, они внутри квартиры плохо пользуются газовыми приборами?
Жирин Олег Фёдорович:
Есть опасные для жизни человека устройства, механизмы, где государство никогда не уходило и не может уйти от регулирования этих процессов. Например, автомобиль. Это частная собственность, но Вы на нём не поедете, пока не сдадите на права и не пройдёте техобслуживание. А здесь ещё более страшная ситуация: Вы не только себе вред причиняете, Вы можете разрушить дом, погибнут люди.
Щетинин Сергей Васильевич:
Государственный контроль нужен без сомнения. Жилищный Кодекс не регламентирует эту работу. Каждый город, каждый регион выходит из положения по-своему: выделяет какие-то средства на замену газового оборудования. Но необходимых средств на полную реконструкцию старого газового оборудования, особенно в старом фонде, наверно, нет.
Ника:
Что касается контроля. До 1992 года осмотр оборудования должен был проводиться чуть ли не ежеквартально. А как это выглядит сегодня?
Косолапов Виктор Иванович:
В Москве существует городская газовая техническая инспекция, которая ежегодно должна проводить за счёт города технический осмотр. Этим проблема во многом решается.
Ника:
А вообще, в стране какие-то нормы есть? А может, где-то и вообще не ходят.
Косолапов Виктор Иванович: Нет, нормы есть, они прописаны в гостах: не реже одного раза в три года. Но если оборудование выработало свой нормативный срок, то не реже одного раза в год.
Вопрос телезрителя:
У нас коллективная жалоба и вопрос одновременно. В нашем доме проживает жилец, который умышленно трижды допускал утечку газа – попытка самоубийства. В отношении неё были приняты меры: отказной материал принят прокуратурой, мы написали коллективную жалобу в газовую службу, в администрацию города об отключении подачи газа и замены на электроприборы. Однако никто из службы и властей не хочет реагировать и отвечать нам. Как можно в административном порядке решить этот вопрос?
Щетинин Сергей Васильевич:
Я думаю, что в административном порядке – это только через суд.
Ника:
Скажите, а теоретически, можно отключить от подачи газа одну квартиру?
Щетинин Сергей Васильевич:
Можно.
Косолапов Виктор Иванович:
Сергей Васильевич прав. Если так не получается, то только через суд.
Вопрос телезрителя:
Скажите, пожалуйста, сейчас все повсеместно устанавливают пластиковые стеклопакеты. Что будет происходить с перекрытием, состоянием дома, если вдруг нечаянно произойдёт взрыв бытового газа? Я хотела бы спросить у специалиста, что, вообще, может произойти при взрыве газа?
Ника:
Пластиковые окна не опасны, ведь вентиляция сокращается?
Щетинин Сергей Васильевич:
Если окна закрыты, они в любом случае препятствуют вентиляции. При пользовании газовым оборудованием необходимо обеспечить достаточный воздухообмен. А пластиковые окна всё равно предусматривают некую вентиляцию.
Интернет-вопрос:
Еще пишут о стариках, которые забывают выключать газ: страшно жить с такими людьми в одном доме, надо переходить на электричество, строить небольшие электростанции на газе, как в Европе.
Вопрос телезрителя:
собираются установить в доме газовый котёл для отопления дома, спрашивают, с чего начинать работы. И вопрос от Марины: будут ли когда-нибудь счётчики на газ, такие как на воду.
Вопрос телезрителя:
Великие Луки. У нас с 2002-го года только один год проводился осмотр и проверка газового оборудования, в виду того, что отсутствуют договора на его обслуживание и проверку. Ситуация не очень хорошая, она связана с тем, что власти не могут договориться с газовиками о цене на эти вопросы.
Вопрос телезрителя:
Я хочу сказать, что раньше систематически проверяли газовое оборудование в домах. Теперь хочу сказать, я за 20 лет никого в квартире не видела с проверкой газа. Плита у меня стоит 50 лет. Я бы купила плиту, но электрооборудование всё стало дешеветь, но газовые плиты такие дорогие, а установить её, а поменять ещё дороже. Я среднеобеспеченный человек, и я не могу себе это позволить.
Ника:
Теоретически, можно в одном доме соединить и электро, и газовые плиты?
Щетинин Сергей Васильевич:
Теоретически можно соединить всё, что угодно. Если кабели выдержат, которые питают дом, значит, можно установить. Счётчики на газ существуют, они устанавливаются. Можно установить один счётчик на дом, есть счётчики в собственных квартирах.
Косолапов Виктор Иванович:
Что касается того, что власти не могут договориться с газовщиками. Здесь нет другого решения – власти должны договориться с газовщиками, выбора нет. Единственно, что я хотел бы подчеркнуть, чтобы не сложилось превратного впечатления, Ростехнадзор не занимается внутридомовым газовым оборудованием. Только с февраля по поручению председателя правительства мы начали заниматься этой проблемой, поскольку у нас есть квалифицированные кадры, и мы не в праве стоять в стороне от этой проблемы. Что касается 50-летней плиты, если бы это было в Москве, мы бы заменили и передали её в музей.
Ника:
А что Вы скажете насчёт установки котла? С чего начать? Вообще, если я что-то собираюсь делать с газом, мне надо на всякий случай вызвать Ваших специалистов, да?
Щетинин Сергей Васильевич:
Конечно. Газовый котёл, в каком доме, в каком помещении. Для установки такого оборудования как котёл, существуют определённые требования по площади, по вентиляции, по воздухообмену. Нужно смотреть, получать техусловия. Для начала надо обратиться в газоснабжающую организацию.
Ника:
Проблема вентиляции – это чья, газовая или коммунальная?
Аканов Владимир Александрович:
Нет, владельцев жилья, т.е. домоуправления или ЖСК. Они должны обеспечить проверку дымоходов или вентиляционных каналов. Но самый отрицательный момент – это самовольное подключение газового оборудования в связи с реконструкцией внутри квартиры.