Легендарному советскому автомобилю «Победа» исполняется 75 лет

75 лет назад с конвейера горьковского автозавода сошел первый автомобиль «Победа».

Фото, видео: www.globallookpress / Konstantin Kokoshkin; 5-tv.ru

Перейти в Дзен Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »

Этот автомобиль когда-то мечтал иметь каждый советский гражданин и угнать каждый советский автовор. Легендарная «Победа» сошла с конвейера ровно 75 лет назад, но до сих пор будоражит умы ценителей классики. В свое время такие машины выпускались даже в виде кабриолета, что считалось настоящей роскошью.

Правда, всей этой истории могло бы и не быть, если бы не один разговор в кабинете Сталина. Корреспондент МИЦ «Известия» Дмитрий Зименкин с подробностями в репортаже.

«Поворачиваем зажигание, и стартер ногой… Вот такой звук — приятный баритон».

Для челябинца Игоря Сыскова эта машина — эстетическое наслаждение и гордость. Каждый выезд в город, как триумф. Люди встречают «Победу» улыбками и почтительно уступают дорогу.

«Сопричастность к истории. Техническому прогрессу. Сохранению истории».

Волгоградец Денис Чадаева проехал на «Победе» тысячи километров, чтобы исполнить мечту деда. В 1945-м его потомок не дошел до Берлина всего сотню километров. В этом веке внук восстановил историческую несправедливость.

«Немцы, австрийцы, мы были в Вене, специфично реагируют на надпись Сталинград. Ну, какого-то противостояния, какой-то агрессии мы не испытывали вообще», — рассказывает Денис.

Символично, что «Победа» — это творческая переработка трофейного Opel Kapitän 1938 года. Но дизайн был изменен почти до неузнаваемости и стал ультрасовременным. Для того дня, 28 июня 1946 года, когда началось серийное производство «Победы».

Хотя название авто могло быть другим. «Родина». По легенде так хотели назвать автомобиль изначально. Но Сталин иронично заметил главному конструктору:

«И почем вы Родину продавать будете?».

Название тут же сменили на «Победу». Вождь согласился. Мол, не велика «Победа», но пусть будет.

Тяжелая, слабый мотор, плохие подвеска и глушитель. «Победа» уступала многим иномаркам и элитному советскому ЗИСу. Но в среднем бюджетном сегменте в СССР она была главной.

«Москвич» не мог разгоняться больше 90 километров в час. А «Победа» до 105-ти. В «Победе» второго поколения появляется отопитель салона. В «Москвиче» его не было», — рассказывает сотрудник автомузея «Моторы октября» Андрей Геронин.

«Победу» вручали героям СССР. Она выступала в ралли, перевозила пациентов и работала в такси. «Победа» настолько яркий символ советской эпохи, что ее можно видеть в сотне фильмов. Даже в каскадерских сценах.

Или вот: «Победа» в западном кино в одном кадре с Гарри Олдманом. Актер театра и кино Леонид Ярмольник — самый известный популяризатор ГАЗ М-20 в России, считает «Победу» — машиной времени и связующей нитью поколений. В прошлом веке водить эту машину его учил дядя, а в этом столетии он надеется обучить вождению своих внуков.

«Внуки обожают эти автомобили. У меня их двое, потому и „Победы“ две. Так что, когда дедушка… у внуков будет по „Победе“», — признается актер театр и кино Леонид Ярмольник.

Меняются эпохи и мода, наша страна теперь называется по-другому, но истинные символы Отечества остаются, потому что в основе — народная любовь. А Победы такого рода, как известно, времени не подвластны.



Последние новости

9:33
9:02
8:59
8:32
8:29
8:18

Сейчас читают