Жители Курильских островов просят продлить федеральную целевую программу по развитию
Она действует на всем Дальнем Востоке до 2018-го, а на самих Курилах заканчивается уже через полтора года. И только с помощью госфинансирования на островах могут строить аэропорты, дороги и жилье.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Репортаж корреспондента Пятого канала Даниила Горчакова.
Шум работы строительной техники впервые за последние десятилетия стоит над Курильскими островами. Один из самых отдаленных российских архипелагов, принадлежность которого оспаривает Япония, превратился в огромную стройплощадку. Назвать точную цифру, что уже возведено, а что появится в ближайшем будущем, не могут даже чиновники, ответственные за развитие этих территорий.
Сергей Абабков, руководитель агентства развития Курильских островов при правительстве Сахалинской области: «30 объектов мы сейчас возводим. Какие-то мы начинаем строить, какие-то вовсю строим, какие-то только приступаем к проектированию. Я даже не берусь назвать конкретную цифру. Потому, что это настолько такой живой процесс».
Основные работы сейчас развернулись на трех населённых островах южной части гряды. Именно на них пытаются претендовать японцы. На Кунашире модернизирован аэропорт, здесь появились глубоководные причалы, а квартиры курильчан обогревает новейший геотермальный комплекс за счет вулканического тепла. Одновременно с развитием транспортной и энергетической инфраструктуры на островах строят жильё, больницы, школы и детские сады.
Виктор Ишаев, полномочный представитель президента России в ДФО, министр по развитию Дальнего Востока: «Впервые на Курилах появляются асфальтированные дороги. И там много сделано в этом направлении. И впервые мы там видим рост численности населения. Было 18 тысяч, а сейчас уже больше 19 тысяч человек. Рост может быть и не такой уж большой. Но это говорит о том, что создаются рабочие места, люди приезжают туда».
Правда, первые асфальтированные трассы уже покрыты ямами. Привезенный за тысячи километров с материка асфальт, быстро приходит в негодность. Но местные жители уверяют, рады даже этому. Ведь еще недавно проехать можно было только на вездеходе.
Энергичное освоение Курил - это не только ответ на притязания Токио, у России - большие экономические интересы. Архипелаг богат не только рыбой. Здесь подтверждены огромные запасы нефти и газа. Ученые обращают внимание на то, что Курилы для России на востоке играют такую же роль, какую в свое время на западе страны сыграл Петербург, ставший окном в Европу.
Федеральная программа развития Курил - первый документ, которые реально, а не на бумаге воплощается в жизнь. Предыдущие проекты так и остались благими намерениями. Но уже через год курильская программа должна завершиться, а с ней и прекратится госфинансирование, в нынешнем внушительном объёме.
Задача программы не только улучшить жизнь в этом далеком уголке России, но и сделать островные города и поселки самодостаточными. Для этого на Курилах планируется построить 9 рыбоводных заводов и создать первый в России биотехнопарк, где будут в промышленных масштабах выращивать особо ценные морские деликатесы.
86%
1.90 107.43
1.35